16 февраля Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, жилищной политике и делам Севера провел «Круглый стол» с целью выработки конкретных предложений по жилищному строительству в Арктической зоне РФ. В мероприятии приняли участие представители Минстроя РФ, АО «Дом. РФ», Фонда по реформированию ЖКХ, субъектов РФ, сенаторы и другие.
Председатель Комитета Олег Мельниченко отметил, что климатические условия Арктики требуют особых подходов, и бОльших, чем в других регионах усилий для развития жилищного строительства и обеспечения граждан качественным жильем. Сенатор обозначил ключевые проблемы жилищного строительства, включая проблемы сноса и ветхого аварийного жилья, а также реализацию программы переселения граждан из районов Крайнего Севера. Ну а проблемы, названные регионами при опросе в период подготовки к «круглому столу», собственно, на Севере давно известны: это низкая доля производства собственных стройматериалов, недостаточно развитая транспортная инфраструктура и недостаточно развития транспортная сеть, ведущая к крупным городам и поселениям, это ограниченный период завоза строительных материалов и высокая стоимость их доставки. Известно, что в некоторые пункты строительные грузы приходится завозить лишь только сезонно — зимниками или по воде. А еще к этому стоит добавить, что для Арктики требуются более высокие показатели теплоизоляционных характеристик стройматериалов и необходимость значительных финансовых вложений на первоначальном этапе строительства объектов и устройстве фундамента. Ну и так далее. Все это — специфика строительства в условиях вечной мерзлоты, а также сложности транспортной логистики северного завоза. Отсюда и большое количество аварийного и ветхого жилья в АЗ. А большая часть его строилась в пятидесятые годы минувшего века в кратчайшие сроки, как временное, и понятно, что такое жилье не отвечает требованиям арктического климата и должно быть заменено новым, современным. Отдельное внимание, по мнению Мельниченко, заслуживает строительство вахтовых поселков сегодня вопросы, связанные в размещением таких поселков, остались за рамками правового регулирования, что порождает различные нарушения, в том числе и санитарно-эпидемиологических требований. «Считаю необходимым разработку на федеральном уровне комплекса дополнительных мер, направленных на оказание поддержки субъектам федерации, территории которых полностью или частично расположены в Арктической зоне — для решения проблемы аварийного и ветхого жилищного фонда и развития жилищного строительства», — сказал Мельниченко. Очень важным, на взгляд сенатора, является увеличение субсидий из федерального бюджета на стимулирование программ жилищного строительства; стимулирование участия государственных корпораций, компаний с государственным участием и частных инвесторов в создании и модернизации объектов социальной, жилищной и транспортной инфраструктур Арктической зоны, развитие производства строительных материалов и многое другое.
Заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства Михаил Сюткин рассказал об особенностях арктического строительства, в частности, в девяти субъектах РФ Арктической зоны и оценил текущее состояние жилищного фонда Арктической зоны РФ как удовлетворительное, но требующее пристального внимания, отметив при этом, что «фактически деградирующим жильем», то есть аварийным, надо признать около восьми процентов жилищного фонда, а это 14 млн квадратных метров из 168 млн. Притом, что почти 148 млн включены в систему капремонтов. Также, по словам Сюткина, в законодательном механизме жители Крайнего Севера и жители Арктических территорий — это не одно и тоже. Территория Крайнего Севера — это более широкое понятие, поэтому требуется законодательное уточнение.
На «Круглом столе» президент Ассоциации строителей РС (Я) и ДВФО Айхал Габышева внёс конкретные предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере жилищного строительства. Он отметил, что во многих муниципальных районах Арктической зоны отмечается очень серьезное удорожание строительства. Если в среднем по Якутии стоимость за квадратный метр составляет порядка 70 тыс. руб, то в Арктических территориях достигает 160 тыс и выше — исключительно из-за транспортной логистики. Одним из важных факторов, по мнению Айхала Габышева, способствующих развитию строительства в АЗ РФ, является обеспечение доступности кредитования. «Высокая стоимость строительства в Арктике обусловливает низкую маржинальность объектов, но при этом ни один из них не попал в программу субсидирования, поскольку среднедушевые денежные доходы населения выше, чем в среднем по России», — сказал президент Ассоциации строителей РС (Я) и ДВФО. Поэтому в целых привлечения инвестиций в строительство в Арктической зоне, по мнению Габышева, целесообразно не применять требования о размере среднедушевого дохода населения.
Скорейшее принятие программы «Арктический гектар», в соответствие с которой гражданам, в первую очередь, местным жителям, будет безвозмездно предоставлен земельный участок площадью до одного гектара для строительства жилья и ведения бизнеса, также способствует развитию строительства в АЗ РФ, считает Габышев. Целесообразным является и принятие программы «Арктическая ипотека» — по аналогии с дальневосточной ипотекой под 2 процента годовых с возможностью предоставления земельного участка под залог; проведение реноваций северных поселков, строительство умных компактных населенных пунктов с энергоэффективными технологиями, благоустроенными общественным пространством и социальными объектами и многое другое.
Сенатор Александр Акимов поддержал эти и другие предложения Айхала Габышева, а Олег Мельниченко предложил передать их в Комитет на предмет внесения в Проект рекомендаций «круглого стола».
«Сегодня состоялся очень серьезный разговор, — отметил Александр Акимов, — который давно назрел» и вспомнил члена Общественной палаты, бывшего мэра Воркуты Игоря Шпектора, всегда довольно резко ставившего вопрос жилищного строительства и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. «Всю концепцию строительства в Арктике Минстрою нужно рассмотреть отдельно, — продолжил Акимов, подводя итоги «Круглого стола». — Прежде чем строить в Арктической зоне, нужно ставить вопросы: как это делать, как дальше жить, что будет в Арктике, исходя из тех стратегических документов, которые уже приняты на сегодняшний день. Это касается не только жилищного, а строительства в целом — социальной сферы, вопросов стройиндустрии, северного завоза и так далее. Я всецело поддерживаю предложения Айхала Габышева. Мы к этому идем. Минстрой сегодня не имеет достаточной четкой программы. Хотя Минвостокразвития разработало программу социально-экономического развития Арктики, которая вскоре будет утверждена Правительством РФ. Есть Стратегия развития. Но очень многое зависит от строительства. Если не будет жилья, школ, детских садов, то кто туда поедет жить? Потому всю строительную политику сегодня надо пересмотреть. В советское время даже была разработана серия «Арктика», по которой строили панельные дома, но теперь время другое. Считаю, что по всем по этим вопросам Минстрой должен провести консультацию с регионами и очень серьезно проработать программу. Предложения по ипотеке, по арктическому гектару и другие мы обязательно внесем на рассмотрение. Специфика Арктики должна быть учтена», — сказал Александр Акимов.
Зампред Комитета отметил, что на «Круглом столе» даны рекомендации о необходимости подготовки предложений по внесению изменений в законодательство РФ в части включения субъектов Арктической зоны в рамках реализации программ «дальневосточной ипотеки», дальневосточного гектара, в СЭР АЗ.
К вопросам жилищного строительства Комитет еще вернется в самое ближайшее время.