Рассмотрение вопроса о реализации постановления СФ о поддержке социально-экономического развития РС(Я) от 23 декабря 2022 года на выездном совещании в Якутске перенесено на август
В Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера прошло совещание по вопросам реализации постановлений Совета Федерации, принятых в рамках проведения Дней субъектов РФ.
В совещании приняли участие представители Иркутской, Новгородской, Омской областей, республик Адыгеи и Саха(Якутии), а также федеральных органов исполнительной власти.
Нашу республику рассматривали последней в связи с тем, что постановление по Якутии — одно из наиболее фундаментальных и капиталоёмких, и его специально планировалось рассмотреть на выездном заседании Совета Федерации в Якутске, о чем рассказал первый заместитель председателя профильного комитета Владимир ГОРОДЕЦКИЙ.
Он, кстати, отметил особую роль своего «боевого коллеги» Александра АКИМОВА, который, по его словам, очень настойчиво отстаивал позиции Республики Саха (Якутия) во время рассмотрения и принятия решений по готовящемуся постановлению.
С докладом о том, что сейчас в республике происходит, по ВКС рассказал первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл БЫЧКОВ. Из его выступления стало ясно, что из 22 вопросов, принятых в постановлении, пять реализовано, 17 — пока в работе. Вот это «пока» и станет предметом нашего разговора.
Для начала Кирилл Евгеньевич отметил, что постановление Совета Федерации — это значительный документ, отражающий все самые насущные на сегодня вопросы.
И первый из них — по мосту через Лену.
Хотя президент страны Владимир ПУТИН на встрече с выпускниками Высшей школы государственного управления РАНХиГС заявил буквально: «Мост, конечно, будем строить», вопросы по нему пока так и остаются на повестке дня. Слова Айсена НИКОЛАЕВА «мы шаг за шагом идём к реализации этого проекта», конечно, внушают оптимизм, но требуют конкретики. А она такова, что от вице-премьера РФ Марата ХУСНУЛЛИНА были получены рекомендации по сокращению сметной стоимости и оптимизации проекта «Проектирование, строительство и эксплуатация платной автомобильной дороги "Мостовой переход через р. Лена в районе г. Якутска"». Что, собственно, и было исполнено.
В итоге документация загружена на экспертизу. По словам Кирилла Бычкова, в этом квартале — до конца августа 2023 года — ожидается готовое заключение, и наше правительство надеется на положительный ответ. Только после этого будет подана заявка в соответствии со сметной стоимостью на реализацию проекта в Росавтодор — на получение межбюджетного трансферта из федерального бюджета, а также в Минстрой России — на получение инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета. Ну и будут проработаны остальные вопросы по источникам.
Отметим, что по финансированию проекта из средств федерального бюджета предусмотрен миллиард рублей в 2025 году, в следующем – 4,8 млрд, в 2027 году –9,5 млрд рублей.
Другой серьезный вопрос — по включению Республиканской клинической инфекционной больницы на 245 коек в адресную инвестиционную программу «Здравоохранение». Оказывается, при рассмотрении предложений Минздрава России в рамках формирования федерального бюджета на 2024-2026 годы у зампреда Правительства Т.А.Голиковой софинансирование строительства больницы не поддержали. В январе 2023 года заявка еще раз полетела в Минздрав. Ждут.
Рассмотрение бюджетных заявок пройдет в четвертом квартале 2023 года. Обнадёживает тот факт, что проектно-сметная документация разработана, есть заключение экспертизы — положительное.
Есть вопросы по реконструкции семи аэропортов Якутии. Председателю правительства РФ Михаилу Мишустину правительством республики было подготовлено письмо о включении объектов в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2030 года, и оно сейчас находится на рассмотрении в соответствующих структурных подразделениях Минфина и Минтранса.
Отметим, что речь идет о реконструкции аэропорта Маган. А вот что касается
аэропортов Ленска, Усть-Куйги и Зырянки, а также строительства аэропортового комплекса Полярный — в их отношении на ближайшие годы у Минтранса России никаких планов нет: средства на развитие инфраструктуры объектов гражданской авиации даже на 2025 год не предусмотрены, и вообще, финансирование возможно не ранее 2028 года.
В работе остается вопрос по субсидиям местных авиаперевозок по 35 маршрутам республики: в Минтранс России правительством республики направлена информация по безальтернативным маршрутам на предмет включения в проект Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, входящих в состав ДФО или расположенных в АЗРФ.
Есть вопросы по строительству учебно-лабораторного корпуса СВФУ с виварием. Хотя проектно-сметная документация была согласована Минобрнауки России, 16 февраля 2023 года она получила отрицательное заключение госэкспертизы.
Положительное заключение есть на строительство учебного корпуса на 240 учащихся с интернатом на 150 мест Высшей школы музыки имени В.А. Босикова.
Минкультуры России планирует, что когда будет формироваться бюджет 2024-2026, направить в Минстрой РФ предложение о выделении средств на строительство учебного корпуса, но окончательное решение будет принято правительственной комиссией.
Ну и по малой авиации — по вопросу субсидий для обновления парка воздушных судов, в том числе вертолетов для региональных и местных воздушных перевозок Минпромторг России дал отрицательный ответ.
Также есть вопросы и по некоторым другим пунктам, а всего их, как было уже сказано, 17.
Завершая свое выступление, Кирилл БЫЧКОВ поблагодарил Совет Федерации и лично Валентину Ивановну МАТВИЕНКО за оказываемую поддержку в реализации планов республики, а также профильный комитет и сенаторов, особенно от Якутии, — за напряженнейшую работу по всем направлениям социальных и экономических вопросов. И — просил оставить названные вопросы на контроле.
Подводя итоги совещания, Владимир ГОРОДЕЦКИЙ отметил, что постановление по Якутии по сравнению с другими субъектами самое объёмное. «Но мы понимаем, что это жизненноважные объекты, — сказал он, — и потому поступим таким образом. В августе состоится выездное рабочее заседание с участием нашего комитета и других, в чьих компетенциях находятся те или иные вопросы во главе с первым заместителем председателя совета федерации и Андреем ЯЦКИНЫМ. Поэтому решение комитета по Якутии будет сформировано по итогам выездного заседания в Якутске». И- попросил высказаться своего «боевого коллегу».
Комментируя ситуацию, сенатор РФ Александр АКИМОВ просил обратить особое внимание на вопросы по транспортной доступности, начиная с мостового перехода через Лену, авиационного обеспечения, модернизации и реконструкции аэропортов, вопросов по субсидированию межрегиональных и региональных перевозок, коэффициенту по малой авиации.
«Я вынужден повторяться, — отметил сенатор, — но ни Минпромторг, ни Минтранс ни одного вопроса по Якутии не решили. Авиакомпания «Якутия» испытывает большие сложности, и население постоянно жалуется — я постоянно получаю от людей эти жалобы, особенно в период летних отпусков и детского отдыха. Дети и целые семьями не могут позволить себе летать из-за высокой стоимости билетов. К сожалению, мы в этом плане не встречаем должного понимания. Основные вопросы Кириллом Евгеньевичем обозначены. Строительство инфекционной больницы и учебного корпуса ВШМ поддержаны лично Валентиной Ивановной, поэтому я попросил бы Минздрав и Минкультуры РФ обратить более пристальное внимание на эти обьекты», — заключил сенатор.
Будем уповать на август.