28 июля, на 550-ом заседании Совета Федерации был, наконец, одобрен Федеральный закон «О северном завозе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доложил о законах сенатор РФ Александр Акимов — в своё время он непосредственно занимался северным завозом в труднодоступные районы Крайнего Севера, поднимал вопрос о принятии закона в Совете Федерации и на заседаниях профильного комитета, и в Совете по развитию Арктики, Антарктики и Дальнего Востока, потому справедливо считает его своим детищем. Неслучайно первый заместитель Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов отметил, что при разработке законопроекта использован «опыт сенаторов, которые непосредственно работали на местах в годы своей молодости, и это всё, естественно, свелось в этот законопроект».
Дело сдвинулось, когда президент РФ дал соответствующее поручение, и проект закона был разработан в недрах Минвостокразвития совместно с профильными Комитетами Госдумы и Совета Федерации, регионами и экспертным сообществом, и понятно, что обсуждению и принятию закона предшествовала серьезная подготовительная работа. Поправки, представленные регионами, были внимательно рассмотрены и оба законопроекта приняты на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении 20 июля 2023 года.
«Это два очень важных жизнеобеспечивающих закона, — сказал сенатор Александр Акимов с трибуны Совета Федерации, — более 30 лет их ждут жители Крайнего Севера и Дальнего Востока. В 90-е годы вся существующая система северного завоза была развалена, сегодня, наконец, всё восстанавливается.
В разработке этих законов активное участие принимали наши коллеги сенаторы, профильный комитет, Совет по вопросам развития Арктики, Антарктики и Дальнего Востока во главе с Галиной Кареловой, профильное Министерство, МинАрктики, которые и разработали этот закон и представили его в полном объёме.
Закон «О северном завозе» направлен на комплексное регулирование вопросов северного завоза. Им предусматривается создание централизованной системы управления северным завозом, внедрение государственных и муниципальных мер поддержки, государственное регулирование цен, надбавок, тарифов, снятие инфраструктурных ограничений.
Предусматривается определение опорной инфраструктуры северного завоза и механизмов предупреждения дефицита товаров.
Закрепляется распределение полномочий по организации и осуществлению северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Ключевыми элементами системы управления завозом станут федеральный координатор в лице Минвостокразвития и единый морской оператор.
Грузы северного завоза будут разделяться на две категории. Социально значимые товары, лекарство, топливо будут перевозиться и обслуживаться в приоритетном порядке. Это позволит минимизировать риски срыва сроков доставки жизненно важных товаров в удаленные населенные пункты.
Предусматривается создание информационной системы мониторинга северного завоза, информация из которой будет использоваться для планирования северного завоза.
Законом-спутником вносятся изменения в девять законодательных актов, в целях реализации положений, предусмотренных законом "О северном завозе"».
Заслушав доклад сенатора РФ Александра Акимова, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко уточнила у первого заместителя Минвостокразвития Гаджимагомеда Гусейнова, отработан ли проект этого закона с субъектами — территориями северного завоза, на что получила положительный ответ.
Отвечая Валентине Ивановне, Гаджимагомед Гаджибутаевич поблагодарил Председателя Совета Федерации за то внимание, которое она уделяет северным вопросам и отметил: «Совместно с профильным комитетом мы создали экспертную рабочую группу, и несколько раз выезжали в регионы. В рабочую группу также входили и представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, то есть, закон, действительно, писали все вместе.
Жители Крайнего Севера очень ждут закон, который централизовывает всю систему снабжения грузов жизнеобеспечения — от процедуры закупки до доставки, хранения. Законопроект направлен на снижение стоимости грузов северного завоза, поэтому правительство просит поддержать».
Председатель Совета по вопросам развития Арктики, Антарктики и Дальнего Востока Галина Карелова добавила, что законопроект проработан со всеми губернаторами, председателями законодательных органов власти. «Очень многие предложения были учтены, а в дальнейшем надо будет закон развивать, принимать необходимые законодательные и нормативные акты. Будем держать на контроле», — заключила Галина Николаевна.
Отметим, что для того, чтобы закон заработал, необходимо также принять 13 нормативных актов правительства и ведомстств, большинство из которых Минвостокразвития планирует рассмотреть до нового года. Планируется, что закон вступит в силу с 1 апреля 2024 года.
На что Валентина Ивановна отметила: «Закон давно готовился и обсуждался так много! Не надо тянуть с нормативными актами до апреля — что мешает это сделать до конца года? Потому что принять нормативный акт — это одно, а перевести его в практику, довести до регионов — другое. Не позднее 1 января все нормативные акты должны быть подготовлены. Прошу комитет взять этот вопрос на контроль, чтобы регионы могли до апреля всё отработать и чтобы федеральные и региональные власти могли начать реализовывать этот закон».
Обращаясь к сенатору, Валентина Ивановна добавила: «Александр Константинович, поздравляю вас и всех нас, что, наконец, принят крайне нужный закон для всех северных территорий. Везде должен быть порядок!» — заключила Валентина Матвиенко.