По итогам Восточного экономического форума Президент страны В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации до 1 марта 2020 года принять меры, направленные на предоставление авиакомпаниям, осуществляющим региональные авиаперевозки пассажиров по доступным ценам внутри Дальневосточного федерального округа, доступа к международным воздушным перевозкам пассажиров.
В этой связи представляется возможным развитие региональной сети внутренних и международных авиаперевозок на Дальнем Востоке на основе авиакомпании «Якутия» с созданием сервисного центра технического обслуживания воздушных судов SSJ-100, Ил-114, МС-21 и CR929 на базе существующих ангарных мощностей АО «Гражданские самолеты Сухого» в аэропорту Хабаровск, а также учебного и тренажёрного центра на базе Хабаровского филиала Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации.
АК «Якутия» заявляет, что участие авиакомпании в проекте создания сервисного центра технического обслуживания ВС SSJ-100 совместно с АО «ГСС» возможно в случае, если затраты, связанные с обслуживанием и ремонтом ВС возьмут на себя АО «ГСС».
Учитывая пятилетний опыт эксплуатации воздушных судов SSJ-100, Авиакомпания «Якутия» готова принять участие в проекте в качестве консультанта и в будущем использовать созданный сервисный центр технического обслуживания в качестве центра базирования парка ВС SSJ-100 (второго базового аэропорта Авиакомпании «Якутия») для осуществления полётов из аэропортов Хабаровска, Владивостока, Якутска, Южно-Сахалинска в города Китая, Японии и Южной Кореи.
Надо отметить, что авиакомпания «Якутия» входит в двадцатку авиаперевозчиков России, эксплуатирует 15 воздушных судов, маршрутная сеть насчитывает более 70 направлений, в том числе 24 направления по Дальнему Востоку, 30 международных рейсов.
Авиакомпания является одним из первых заказчиков SSJ-100 в стране и общемировым лидером по налёту часов на одно воздушное судно. За семь лет эксплуатации самолета вложены значительные ресурсы по подготовке высококвалифицированного инструкторского, лётного и инженерно-технического состава, по получению допуска на проведение полного цикла технического обслуживания самолёта.
Сдерживающими факторами обновления парка воздушных судов на Дальнем Востоке являются низкий пассажиропоток и ограниченная платёжеспособность населения при высоких эксплуатационных затратах на внутренних линиях, что не позволяет региональным авиакомпаниям генерировать достаточные доходы для обеспечения эффективности механизма лизинга.
Авиакомпания предлагает обсудить с ПАО «ОАК» организационно-правовую форму создаваемого совместного предприятия по «доращиванию» отечественных воздушных судов (SSJ-100, Ил-114) и развитию региональной сети внутренних и международных авиаперевозок на Дальнем Востоке.
О производстве воздушных судов Ил-114-300
Основу парка воздушных судов региональной авиации составляют устаревшие топливно-неэффективные воздушные суда Ан-24, Ан-26, средний возраст которых составляет 41 год.
На сегодняшний день ГосНИИ ГА определены перспективы продления назначенных сроков эксплуатации воздушных судов Ан-24 до 60 лет.
При этом для повышения уровня безопасности, регулярности полёов, а также качества предоставляемых услуг населению, необходимо своевременное решение вопроса по вводу в серийное производство российских воздушных судов указанного типоразмера.
В качестве замены Ан-24 рассматривается перспективная модель самолета отечественного производства Ил-114-300, разработанная конструкторским бюро им. Ильюшина. Данный тип воздушных судов внесен в проект государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности».
Заявленный срок сертификации типа ВС назначен на 2023 год.
Предложения региона по изменению пассажировместимости самолета с 68 мест до 50 мест, увеличению переднего багажного отсека и возможности самолета совершать взлет и посадку с грунтовых аэродромов рассмотрены и поддержаны ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ПАО «Ил») в рамках встречи предприятий авиатранспортного комплекса республики с ПАО «Ил» 14 ноября 2018 года.
В целях снижения расхода топлива и себестоимости перевозок, повышения качества обслуживания пассажиров, а также повышение конкурентоспособности авиакомпаний республики необходимо обеспечить начало серийного производства ВС типа Ил-114-300 в предлагаемой регионом компоновке не позднее 2023 года.
Сегодня предлагается поддержать позицию Республики Саха (Якутия) в части:
— внесения изменения в техническое задание по проекту регионального пассажирского самолета Ил-114-300 для обеспечения эксплуатации на грунтовых взлётно-посадочных полосах с низкой плотностью грунта с прохождением сертификационных испытаний на грунтовых взлётно–посадочных полосах аэропортов Республики Саха (Якутия);
— ввода с 2023 года в серийное производство воздушных судов Ил-114-300.