50 лет назад, 23 апреля 1974 года, XVII съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И первый отряд был сформирован прямо на съезде!
На Ярославском вокзале Москвы в 2022 году появилась памятная табличка с такой датой — «27 апреля 1974 года отсюда отправился первый отряд комсомольцев на строительство БАМа».
По случаю полувекового юбилея БАМа в Кремлёвском дворце съездов состоялся торжественный вечер, собравший героев строительства магистрали из всех республик, краев, областей Советского Союза.
Это был, действительно, общенародный всесоюзный проект. Над его объектами шефствовали коллективы сотен предприятий, научно-исследовательских институтов, проектных организаций всех республик Советского Союза. По призыву комсомола в строительстве участвовали сотни студенческих строительных отрядов, сформированные в Белоруссии, Грузии, Украины, Киргизии и других республиках.
БАМ дал начало широкомасштабному хозяйственному освоению Дальнего Востока и Севера России, налаживанию прочных связей со странами Востока (Япония, Китай, Корея), развитию экономики Сахалина, Курильских островов.
Вечер открыл Президент страны В.В.Путин. Он отметил, что БАМ – легендарная магистраль, уникальный транспортный маршрут. БАМ стал одним из крупнейших мировых инфраструктурных проектов всего XX века, жизненно необходимой для страны транспортной артерией.
БАМ позволил ввести в оборот богатейшие месторождения угля, железные руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа, задействовать эту мощную сырьевую базу для работы комбинатов, заводов, фабрик, для долгосрочного развития отечественной промышленности.
Президент подчеркнул, что в непроходимых болотах, в тайге, в скалах и в условиях вечной мерзлоты строители прокладывали километры стальной трассы, решали задачи запредельного уровня сложности, воплощали в жизнь принципиально новые конструктивные инженерные технические решения.
«В проекте были задействованы около двух миллионов человек, и для многих из них строительство БАМа, а затем и работа на магистрали стали делом всей жизни, воплощением их мечты, труда, мужества, призванием многих поколений семьи и, безусловно, настоящим подвигом», — отметил он.
БАМ был сдан в постоянную эксплуатацию в 1989 году, а в 1984 году было уложено «Золотое» звено, на разъезде Балбухта встретились бригады путеукладчиков Александра Бондаря и Ивана Варшавского. Эти события были большим праздником. Приятно, что в год 100-летия Ленинского комсомола эти знатные первостроители, Герои Социалистического труда отправились с нами на Агитпоезде «Комсомольская правда» по маршруту Москва-Нерюнгри-Беркакит-Томмот-Алдан-Нижний Бестях-Якутск.
Программа вечера была интересной, концерт сопровождался показом хроникальными документами, фотографиями истории строительства БАМа. Многие были тронуты, увидев знакомые лица коллег, друзей.
При вручении президентом государственных наград зал бурно аплодировал начальнику Главного управления строительства БАМа Ефиму Владимировичу Басину, награждённому Ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени.
Якутия особо благодарна этому легендарному строителю: при нем был построен участок от Тынды до Беркакита — начало Амуро-Якутской магистрали, благодаря чему получил развитие Нерюгринский угольный бассейн. Именно его запасами фактически расплачивались за получаемую высокопроизводительную строительную технику.
Среди почетных гостей были назовёмА лександра Дудникова. Это заслуженный строитель РФ, почетный транспортный строитель РФ. Свой трудовой путь он начал в 1977 году бригадиром по отсыпке земполотна Мехколонны-158 треста «Бамстроймеханизация». Через месяц переведён на должность мастера, а в 1979 году — прораба. С 1980 года числится старшим прорабом, а в 1983-м назначен главным инженером Мехколонны-158. В 1985 году возглавил Мехколонну-154. В качестве руководителя Мехколонн № 158 и № 154 треста «Бамстроймеханизация» трудился на объектах линии БАМ — Тында — Беркакит, объектах Южно-Якутского угольного комплекса, затем на объектах большого БАМа. Проводил передислокацию подразделений в необжитую тайгу, создавая на новом месте производственную и социальную инфраструктуры с чистого листа.
Также среди почетных гостей — Василий Шимохин, генеральный директор АО «АК «Железные дороги Якутии», чья трудовая деятельность непосредственно связана со строительством БАМа и АЯМа. Он начинал мастером, был начальником штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки.
Каждый из приглашенных имел отношение и причастность к великой стройке века. Многие бамовцы продолжили свое дело на строительстве Амуро-Якутской магистрали и сейчас работают в компании «Железные дороги Якутии».
В делегации Республики Саха (Якутия) были комсомольские вожаки, первые секретари обкома комсомола Александр Акимов и Андрей Федотов, второй секретарь обкома комсомола, зав.орготделом обкома КПСС Шамиль Гизатулин, секретарь по пропаганде и агитации Людмила Павлова и другие.
В те годы проводилась огромная работа по привлечению молодежи на строительство, налаживанию деятельности комсомольских организаций по всем направлениям, культурного шефства, освещению в средствах массовой информации, чествованию передовиков и комсомольско-молодежных коллективов.
Вечер в Кремлевском дворце съездов незабываем еще и благодаря выступлениям народных и заслуженных артистов России, каждый из которых ездил на БАМ на гастроли и помнит, какой была эта стройка.
Основные торжества по юбилею БАМа пройдут 8 июля в Тынде и будут посвящены новому проекту — продолжению строительства дороги на Магадан.