Председательство России в Арктическом Совете дает возможность усилить роль нашей страны в качестве координатора программ в этом регионе, будет содействовать усилению международного сотрудничества и, конечно, способствовать развитию российских Арктических территорий. Тем более что Aрктике в последнее время уделяется особое внимание. В прошлом году осенью была принята Стратегия развития Арктической зоны России до 2035 года, а в начале апреля текущего года Правительство России утвердило госпрограмму социально-экономического развития Арктической зоны до 2024 года с бюджетом в 19,5 млрд рублей. Эта программа является частью Стратегии развития Арктики.
Темой онлайн конференции в МИА «Россия сегодня» стали коренные народы Арктики, охрана окружающей среды и устойчивое социально-экономическое развитие региона.
Каковы полярные интересы Арктики, какие задачи сегодня стоят перед государством, — на эти вопросы ответил заместитель председателя Комитета Совета федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр АКИМОВ. Также он рассказал о том, какие задачи стоят перед обновленным Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики, и как Совет планирует принимать участие в реализации программы председательства России в Арктическом Совете.
Сенатор поблагодарил МИА «Россия сегодня» за постоянное внимание к вопросам Арктики: «Мы встречаемся с вами здесь по важным событиям, стараемся подробно рассказать о той работе, которую проводит Совет Федерации в отношении Арктики», — сказал сенатор.
Он отметил, что Россия — северная страна и больше половины её территории находится в зоне вечной мерзлоты. К Арктике у нас всегда испытывали интерес: отправляли научно-исследовательские экспедиции, устанавливали полярные станции, пытались покорить льды... Потому Председательство в Арктическом совете — это миссия и естественная, и очень ответственная. Тем более, что вызовы современности очень высоки: это и изменение климата, и проблемы охраны окружающей среды и многое другое.
«Россия будет проводить целенаправленную работу по устойчивому развитию Арктической зоны, — сказал сенатор и сделал на этом акцент: — Именно «устойчивому», а не хозяйственному освоению, как это было раньше, потому что это более гармоничное и сбалансированное развитие. И Россия к этой миссии вполне готова».
Хочется отметить, что сенатор Акимов знает, о чем говорит: в вопросах Арктики он как рыба в воде. Все вопросы, вошедшие в стратегические документы по развитию Арктической зоны, в том числе программа развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, были рассмотрены и на госкомиссии по развитию Арктической зоны, куда входит сенатор, и на заседаниях Совета по Арктике и Антарктике, который он возглавлял, а теперь является заместителем председателя объединённого Совета по Дальнему Востоку, Арктике и Антарктике. Все стратегические документы, разработанные в том числе и в недрах Совета по Арктике и Антарктике, были приняты на самом высоком уровне — Президентом и Правительством РФ.
А ещё сюда нужно добавить более двадцати законов, касающихся развития Арктической зоны, принятых Советом Федерации и Госдумой РФ: по развитию предпринимательской деятельности, и поправки в закон «О языках» коренных малочисленных народов Севера, принятые буквально накануне онлайн-конференции, и «Арктический гектар» — более упрощенный механизм передачи земли в Арктической зоне, и развитие Северного морского пути и ряд других важных законов.
Правительством РФ утверждена концепция председательства России в Арктическом совете на 2021-2023 годы и подробный план мероприятий, в основном, по следующим направлениям:
1. По повышению уровня жизни населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, в целях предотвращения оттока населения.
2. По охране окружающей среды, в том числе и в связи с потеплением климата, оттайкой вечной мерзлоты и выбросами в атмосферу вредных газов. Так, по предложению сенаторов на IV Невском экологическом форуме в Санкт-Петербурге прошел «круглый стол» по этой проблематике. Стоит заметить, что эти вопросы рассматривались и на заседании Совета по Арктике и Антарктике с участием министра природных ресурсов Александра Козлова, где было принято решение регулярно осуществлять государственный мониторинг не только окружающей среды, но и вечной мерзлоты (раньше за этим следили гидрометеорологические станции, расположенные на северных широтах и осуществляющие научные исследования), и сегодня профильное Министерство готовит соответствующий документ.
Кстати, в Якутске есть единственный в мире институт Мерзлотоведения, который давно и успешно занимается этой проблематикой.
Говоря об охране окружающей среды, нельзя не упомянуть аварию в Норильске, которая произошла год назад — целая комиссия под председательством Галины Кареловой выезжала на место, изучала обстоятельства, затем этот вопрос был рассмотрен на пленарном заседании Совета Федерации. Такие техногенные аварии вполне предсказуемы: все конструкции на Севере возводятся на сваях, а когда идёт оттайка грунта, они могут разрушаться. И это уже происходит, за этим надо наблюдать и принимать соответствующие природоохранные и другие меры.
В связи с этим планируется проведение в 2023 году Международной конференции по проблемам Вечной мерзлоты, уже и проект закона по вечной мерзлоте подготовлен.
3. По проблемам коренных малочисленных народов Севера, по которым Совет Федерации проводит довольно серьезную работу.
Стоит отметить, что Россия, в отличие от той же Америки или Канады, устроившим народам геноцид, очень бережно относится к вопросу сохранения традиций, языков народов, заметил Александр Акимов и привел мнение выдающегося русского философа, учёного Ивана Ильина, который написал: «Россия сколько приняла народов, столько и сохранила».
Проблемы — да, есть, и Россия к их решению всегда возвращается. Проводится целенаправленная работа по сохранению традиционных отраслей — оленеводства, рыболовства и других, по языковой политике: правительство поддерживает и финансирует издание алфавитов, учеников, пособий для сохранения языков коренных народов, чтобы они не исчезли, а значит, были сохранены и сами народы.
Кстати, 17 июня состоится заседание рабочей группы вместе с президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорием Ледковым, где будут рассмотрены итоги Форума, который прошел в этом году в Салехарде.
С чем связано объединение в Совете Федерации двух Советов в единый Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики?
Напомним, первый Совет в 90-е годы создал Герой России Артур Чилингаров — Совет по развитию Арктики и Антарктики. Ну а когда была принята программа по Дальнему Востоку, то и в Совете Федерации был создан соответствующий Совет — по развитию Дальнего Востока, возглавлял его Вячеслав Штыров.
Создание Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое теперь возглавляет Алексей Чекунков — это ведь, кстати говоря, предложение Совета по Арктике и Антарктике. Кроме того, было предложено включить туда ещё два региона — Забайкальский край и Республику Бурятию; а также была расширена Арктическая зона, поскольку ряд регионов из нее выпал.
Наконец, настал момент, когда надо объединить усилия, повысить статус этих Советов, — с этим предложением к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко вышло Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Объединенный Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации возглавила заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова.
План работы утвержден, состоялось первое заседание Совета, основные направления обозначены и они связаны с миссией председательства в Арктическом Совете.
Вопросов больше чем достаточно. А первое поручение, которое дала Галина Карелова — рассмотреть социальные пакеты, которые принимаются в Арктической зоне и в целом на Дальнем Востоке, чтобы остановить отток населения. Чтобы люди были хозяевами на этих землях.
Вот в таком ключе новый Совет по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации начал свою работу. Ну а кроме того по плану, утвержденному правительством, есть много мероприятий, проектов законов, над которыми планируется усилить работу.
В конце своего выступления Александр АКИМОВ поблагодарил учёных, экспертов, специалистов, постоянно сотрудничавших с Советом по Арктике и Антарктике и вручил Благодарности Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко своим коллегам из экспертного сообщества — Василию Богоявленскому и Александру Пилясову Ну а они в свою очередь поделились своими очень интересными научными наблюдениями.
Как считает заместитель директора по науке Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондент РАН, член Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики Василий Богоявленский, углеводороды в разной степени будут востребованы всегда, и Россия должна быть активной в изучении шельфов.
Прогнозы в этой области делать сложно: они, как показала практика, претерпевают серьезные коррективы. Так, ещё сравнительно недавно прогнозировали добывать в 2030—2935 годах примерно 18 миллионов тонн, а в прошлом году был сделан прогноз в три раза меньше: всего 6—7 млн тонн.
Кстати, углеводородов больше всего располагается именно на суше, ну а чтобы нанести наименьший ущерб окружающей среде в сфере добычи углеводородов нужно изучать опыт других стран. Так, например, экологически безопасно для шельфа бурить скважины с берега и это в несколько раз дешевле, чем это делать с морских платформ. Ну и нужно понимать, что риски добычи на шельфе несравнимо выше, чем на суше: даже наименьшие разливы чем в Норильске могут привести к неизгладимым последствиям, ведь подо льдом углеводороды будут мигрировать...
Генеральный директор автономной некоммерческой организации «Институт регионального консалтинга» Александр Пилясов назвал уроки, которые страна вынесла из ковидного 2020 года.
Так вот. Оказывается, в 2020 году ковид-19 был признан везде, кроме Ямала, форс-мажорным обстоятельством. Форс-мажор буквально зашкаливал. А в Арктике уровень избыточной смертности окащался лучше, чем по России в целом. Парадокс, но центрами вспышек стали не города-миллионники, а вахтовые посёлки.
Урок номер один, который принес 2020 год, это адекватность ответа на возникающие вызовы. Одинаково плохо: и вялая позиция, и чересчур бурная. Наобходим баланс. При этом типовые решения в этот турбулентностный год не подходят. Они должны быть инновационными, и, пожалуй, главное — смелыми.
Также в онлайн-конференции приняла участие заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена ЗЛЕНКО, по мнению которой экологическая повестка сегодня — номер один в мире, и все промышленные компании, осуществляющие свою деятельность в Арктике, уже пришли к этому пониманию; она осветила основные направления работы по экологической безопасности, в числе которых новые подходы к выбросам в окружающую среду («штрафы — не тот механизм, нужны перевентивные меры, чтобы не допускать вреда окружающей среде, особенно в арктической зоне, где она восстанавливается гораздо дольше»); и ликвидация объектов накопленного вреда (это сброшенные скважины, и затонувшие суда, и полигоны в тундре и другое); и проблема экологического просвещения.
По мнению Елены Зленко, дети, получившие образование в других городах, должны возвращаться в родные места ещё и потому, что «человеку, который вырос в рамках этой среды, привита экологическая культура». У вахтовиков, к примеру, её нет.
Другим интересным участником онлайн-конференции стала член Комитета СФ по международным делам Анна ОТКЕ; она информировала о направлениях, над которыми ведётся работа в области проблем коренных народов. Так, по словам сенатора, Министерство просвещения договорились с Минвостокразвития о выделении ста дополнительных путевок в детский лагерь Артек по программе «Дети Арктики» для детей восьми арктических регионов.