Чтобы люди ехали на Север работать и жить

19:19 11.02.19

Интервью с Александром Акимовым по случаю 25-летия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

– Александр Константинович, в 2019 году парламент республики отмечает свой 25-летний юбилей. Какие произошли перемены по взаимодействию с федеральными структурами власти за этот период? Что удалось и над чем ещё предстоит поработать?

– Государственное собрание Ил Тумэн, как и руководство республики, очень активно взаимодействует с центром: с федеральным собранием, федеральными структурами. Якутия в этом смысле очень сильно отличается от других регионов. Республика у нас огромная, находится на Крайнем Севере и проблем больше, чем достаточно, так что взаимодействие – единственно верный способ улучшить жизнь своего населения.

Якутия стала сильным лоббистом, в добром смысле слова, многих вопросов, касающихся ускоренного развития Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктики. У нас очень много законодательных инициатив. В лице Совета Федераций и его комитетов якутские парламентарии нашли очень хорошую форму сотрудничества и продвижения своих предложений, поскольку, как всегда подчеркивает В.И.Матвиенко, Совет Федерации – это палата регионов, именно здесь регионы должны объективно и последовательно отстаивать свои жизненно важные интересы.

Мы первыми стали проводить в Верхней Палате масштабные Дни Республики Саха (Якутия), на которых детально показали наши достижения и проблемы и поставили острые вопросы по комплексному социально-экономическому развитию РС(Я). По итогам Дней было принято несколько постановлений Совета Федераций, а последние, напомню, прошли в декабре 2017 года, когда прозвучали самые актуальные и волнующие население вопросы – от здравоохранения, образования и авиации до строительства моста с автомобильным переходом через реку Лена. При подготовке к очередному выездному заседанию Совета Федерации в Якутске мы проанализировали принятые постановления и пришли к выводу, что все они, в основном, выполняются или находятся в стадии решения. И мы еще вернемся к этому на выездном заседании Комитета Совета Федерации в Якутске в июне 2019 года.

Следует отметить преемственность и последовательность республики в отстаивании своих интересов: теперь я возглавляю Совет по Арктике и Антарктике, которым до меня руководил Вячеслав Штыров. Также он стоял во главе Совета по развитию Дальнего Востока, членом которого я являюсь. Мы регулярно проводим парламентские слушания, круглые столы и выездные заседания, и к нашему голосу серьёзно прислушиваются. Когда, например, речь шла о Дальневосточном гектаре, то Республика Саха (Якутия), если помните, консолидировано выдвинула самые серьёзные замечания и предложения, которые, в конце концов, были приняты во внимание и учтены. Так же проходят слушания по территориям опережающего развития (ТОРам), по вопросам здравоохранения, образования, местного самоуправления и многим другим.

Только в минувшем году шла интенсивная работа по продвижению 11 законодательных инициатив Госсобрания (Ил Тумэн) республики и, в частности, инициативы, касающейся особого правового режима завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Сегодня предстоит работа , прежде всего, по продвижению законодательных инициатив Госсобрания (Ил Тумэн) республики, связанных с проектом федерального закона о развитии Арктической зоны РФ. Речь идет о включении ряда улусов республики в перечень территорий Арктической зоны. Мы должны сконцентрировать внимание на транспортном вопросе по речному судоходству, на Жатайской судоверфи, мостовом переходе через реку Лену, на вопросах энергетики и здравоохранения. Также необходимо уделить внимание продвижению законопроекта об охране окружающей среды и рациональном использовании вечной мерзлоты.

С 9 – 10 апреля 2019 года проходил V Международный Арктический форум «Арктика – территория диалога», в котором приняли участие лидеры Финляндии и Исландии, премьер-министры Норвегии и Швеции. Владимир Путин заявил на форуме о намерении реализовать крупные инфраструктурные проекты и модернизировать ледокольный флот. В форуме приняли участие представители трёхсот российских и 46 зарубежных компаний из 11 стран мира. Всего было приглашено около 2,4 тысяч человек.

Как председатель Совета по Арктике и член Оргкомитета по подготовке этого форума я принял участие на пленарном заседании «Арктика. Океан

возможностей», сессии «Северный морской путь – ключ к развитию Российской Арктики», выступил на встрече губернаторов Северного форума и сессии по подготовке кадров для развития региона. Этот форум посвящён комплексному социально-экономическому развитию Арктики, сохранению уникальных Арктических экосистем, повышению качества жизни населения и укреплению международного сотрудничества. На форуме было подчёркнуто, что Россия намерена использовать государственные и частные инвестиции для развития регионов и Севморпути.

На выездном заседании Совета Федерации в республике на повестке дня – обсуждение Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности. Какие вопросы, на ваш взгляд, сегодня требуют внимания и решения?

– В рамках выездного заседания мы рассмотрим вопросы исполнения постановлений Совета Федераций по Республике Саха (Якутия). Архиважный вопрос – это снос и расселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Отдельно будут рассмотрены вопросы законодательного обеспечения Стратегии социально-экономического развития Арктики с привлечением федеральных структур и министерств Мы должны выработать новые подходы и механизмы хозяйственного освоения территории, привлечения инвестиций, налоговых преференций и т.д. Сегодня уже создано Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, а это, если помните, было одно из наших предложений: создать государственную структуру, орган управления, который занимался непосредственно задачами этого крупного макрорегиона.

Арктика – стратегически важный для страны макрорегион со своими уникальными природно-климатическими особенностями, и конечно, требует особенного подхода. На этой территории сконцентрированы богатейшие природные ресурсы, есть огромный потенциал развития. Сегодня определены опорных зон, строятся порты и предприятия, ведется геологоразведка. Есть Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, возглавляемая заместителем Председателя Правительства РФ Юрием Петровичем Трутневым. И мы должны совместно выработать единую государственную политику.

Президент РФ Владимир Путин не раз подчёркивал необходимость применения комплексного подхода к освоению Арктических территорий, включая вопросы рационального природопользования, устойчивого экологического благополучия, учёт интересов местного населения. Как повысить уровень жизни северян, тогда как многие сегодня фактически выживают?

– Да. Потому и необходим более разумный, системный, комплексный подход к освоению территорий, а не очаговый – бессистемная разработка отдельных месторождений. Прежде всего, нужно, чтобы был принят базовый систематизирующий закон по Арктике РФ, как отдельном субъекте государственного управления, иначе мы опять будем наступать на те же грабли. Мы же не только ради нефти и газа развиваем Арктику! Мы в первую очередь должны думать о людях, которые там живут и будут жить, рожать детей и строить города.

Арктика должна быть привлекательна для жизни и для работы. Я всегда говорю о том, что для этого хорошо использовать советский и зарубежный опыт освоения Севера.

К Северу надо подходить с точки зрения рационального природопользования на основе трудосберегающих технологий, в том числе передовых цифровых моделей. Для этого есть все возможные пути. Иначе нужно подходить и в вопросах подготовки кадров, и привлечения и закрепления трудовых ресурсов.

Раньше государственная протекционная политика по отношении к Северу была очень сильной, за счёт этого привлекали людей. Еще в 60-е годы понимали, что осваивать Север нельзя без учёта интересов человека и разработали особую систему льгот и поощрений. Сегодня идёт отток населения из Северов из-за высоких цен и сложных климатических условий. Не думаете ли вы, что без продуманной и комплексной социальной государственной политики говорить о возрождении Арктики рановато?

– Очень важно, на мой взгляд, использование комплекса социальных мер – так называемых стимулирующих выплат, начиная с районных коэффициентов, северных надбавок, досрочного выхода на пенсию, оплаты проездных к месту отдыха, учебы и многого другого.

С целью привлечения и закрепления кадров нами предлагается ввести такие определения как «арктический доктор», «арктический фельдшер», «арктический учитель». Считаю, что в столь трудных климатических условиях должны применяться иные, чем в целом по стране, материальные стимулы для работы, ведь и затрат на Севере неизмеримо больше – на одежду, продукты питания и прочее. При этом хотелось бы, чтобы люди могли и имели доходы и пенсии выше, чем среднероссийские. И конечно, нужно детально просмотреть вопросы районирования Арктики на научной основе с учетом всех природно-климатических, медико-биологических и других факторов.

– О восстановлении Северного морского пути сегодня говорят много. Предполагалось, что реконструкция морского порта в посёлке Тикси и строительство Жатайской судоверфи позволит создать в регионе около 5 тысяч новых рабочих мест. Что вы думаете по этому поводу?

– Арктика – это огромная территория, крупный макрорегион, где должна быть развита, в первую очередь, транспортная инфраструктура, Северный морской путь, наличие полярной авиации с аэропортами. Обязательно вопросы электроэнергетики нужно решать, и подходить к этому с учётом современных технологий на возобновляемых ресурсах и атомной энергии. Сегодня в Тикси уже используется уникальная ветряная электростанция, созданная японскими специалистами специально для работы в суровых условиях Заполярья при температуре минус 50 градусов и ниже. Новые мобильные технологии придут на смену устаревшим даже в здравоохранении. Сегодня мы говорим о телемедицине, интернете, космической связи, и всё это нужно использовать.

Да, сегодня очень многое связывают с развитием Северного морского пути. Льды тают, функционирование Севморпути становится возможным круглый год. Теперь это самый кратчайший, эффективный, очень выгодный путь трансферта грузов нефти, газа, сжиженного газа и многого другого в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

– Поэтому, конечно, морской порт Тикси, который является важнейшим стратегическим объектом, должен быть не просто реконструирован, но и модернизирован. Сегодня речь идёт не просто о так называемом северном завозе, хотя мы без навигации тоже не можем. В Тикси будут заходить суда. Существенно возрастёт объём перевозок грузов по инвестиционным проектам добычи минеральных ресурсов, месторождений олова, редких металлов в Северо-Якутской опорной зоне – до миллиона тонн в год. В связи с этим встаёт вопрос и о модернизации речного флота. По нашим данным, износ судов, танкеров типа «река-море» составляет где-то 60-70%. Жатайская судоверфь сможет производить по десять новых судов, ремонтировать шесть и утилизировать по два судна ежегодно. Только на одной судоверфи может быть задействовано более тысячи человек.

Я думаю, это вполне реальные цифры. И сегодня нужно готовить кадры, они в своё время были, но в девяностые годы, к сожалению, многое было растеряно. Теперь нужны речники, связисты, метереологи, авиаторы, – огромное количество людей, которые будут обслуживать Арктику и работать и жить там.

– Ваши пожелания?

– Как председатель Совета по Арктике и Антарктике и зампред Комитета Совета Федерации отмечу, что мы работаем с представителями парламента Республики Саха (Якутия) и представителями органов государственной власти Республики Саха (Якутия). И всем нам, конечно, хотелось бы, чтобы все вопросы, которые мы ставим по Арктике и всему Дальнему Востоку, решались быстрее. Самое главное, чтобы молодые специалисты, семьи не уезжали, а наоборот, чтобы люди ехали на Север жить и работать. Чтобы Республика Саха Якутия и другие арктические регионы стали ещё более привлекательными для проживания.

Надо работать так, чтобы сделать для людей как можно больше хорошего и полезного, чтобы наши граждане жили достойно. Одно могу сказать: лёд тронулся, это главное. Многое зависит от нас самих.

Беседовала Елена СТЕПАНОВА

Постоянный адрес материала: