Демография. Психология и социология труда
Demography. Psychology and sociology of labor
Н.А. Волгин,
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России,
Член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ, Москва, Россия
Л.Н. Широкова,
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия
Л.Л. Мосина,
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия
Основу этого исследования составляют демографические процессы, происходящие на территориях, относящихся к российской Арктике, и особенности их социально-трудового развития. Подробно освещены меры по социально-экономическому развитию северных территорий, включая Арктику, в Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ на перспективу. В рамках статьи рассматриваются влияние природно-климатических условий на здоровье человека, вопросы привлечения и обеспечения субъектов РФ, относящихся к Арктике, квалифицированными рабочими кадрами и специалистами. Подчеркивается, что от обеспеченности арктических территорий трудовыми ресурсами зависит эффективность их социально-экономического развития.
Цель статьи – проанализировать и оценить социально-экономические факторы, влияющие на рынок труда и демографические процессы российской Арктики.
Сложившиеся неблагоприятные тенденции в российской Арктике, в частности несовершенство мер государственного регулирования в социально-экономических сферах, осложнения на трассе Северного морского пути, обусловили усиление оттока населения из большинства арктических территорий. Проведенный анализ средней заработной платы подтвердил тенденцию сокращения ее территориальных различий, при этом заработная плата без учета региональных выплат в большинстве арктических регионов становится значительно ниже среднероссийского уровня, и лишь в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах несколько превышает его, что не компенсирует затраты, необходимые для жизнедеятельности населения в Арктике. По результатам исследования делается вывод, что для сохранения численности занятого населения в городах, городских поселениях арктической зоны первостепенное значение имеет обеспечение фактического преимущества в оплате труда, сокращение различий в уровне и качестве жизни и создание условий для увеличения продолжительности жизни населения.
ВВЕДЕНИЕ
Арктика – единый физико-географический район земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, занимает территорию в 21,3 млн кв. км. Природа Арктики имеет свои особенности: низкий радиационный баланс, полярная ночь и полярный день, близкие к 0 С. средние температуры летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. В Арктике имеется колоссальное количество неразработанных энергоресурсов – нефти и газа, а также никеля, золота и других важнейших минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. На российскую Арктику приходится более 200 млрд. т. прогнозных запасов углеводородного сырья.
Особое геополитическое положение, огромный ресурсный потенциал и планетарное экологическое значение Арктики делают ее регионом особых стратегических интересов ведущих арктических стран мира в ХХI в. Как считают специалисты, борьба за ресурсы арктического шельфа и морские коммуникации станет напряженной. Это будет соперничество в первую очередь технологий, хозяйственных систем и способности защищать суверенитет силовыми методами.
Глобальные последствия изменений, происходящих в Арктике, ставят мировое сообщество перед необходимостью создать сеть арктических опорных наблюдений, инициаторами которого является вместе с Арктическим советом восемь арктических государств (Канада, Дания, Исландия, Финляндия, Норвегия, России, Швеция и США). Цель наблюдения состоит в изучении изменения окружающей среды и их влияния на социальные и иные условия жизни человека.
В последние годы в российской Арктике наметились определенные негативные тенденции. Происходит снижение разведанных запасов полезных ископаемых при стабилизации или даже некотором увеличении добычи, усиливается технологическая отсталость отечественных компаний, в первую очередь освоения арктического шельфа.
Значительно осложнилась обстановка на трассе Северного морского пути, особенно в восточном секторе. В западном секторе Арктики наблюдается значительное оживление за счет перевозки сжиженного газа и других природных ресурсов. Осложнение вызвано отсутствием атомных ледоколов. Кроме того, существующая система государственного управления в Арктической зоне Российской Федерации недостаточно скоординирована. Несовершенство мер государственного регулирования в экономической и социальной сферах привело к критическому состоянию базовой транспортной, промышленной, пограничной, информационной, научной и социальной инфраструктур, что обусловило значительный отток населения из региона, который продолжается и в настоящее время.
Формирование масштабных и конкурентоспособных проектов, способных не только привлечь зарубежные и отечественные инвестиции, но и квалифицированных рабочих и специалистов, потребует существенного улучшения условий труда и жизни населения на арктических территориях.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ
Стратегия, цели и задачи освоения арктических территорий в перспективе изложены в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике, утвержденных Президентом Российской Федерации. В качестве основных мер по реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны России предложены:
• стимулирование реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий путем их софинансирования за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы России и внебюджетных источников, обеспечение государственных гарантий оплаты труда, в том числе при осуществлении работ вахтово-экспедиционным методом;
• модернизация объектов социальной инфраструктуры, включая учреждения образования, здравоохранения, а также развития жилищного строительства, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
• обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях, уточнение государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации;
• обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания всех групп населения, проживающих и работающих в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе за счет расширения системы фельдшерской и первой медицинской помощи.
Для реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» Указом Президента выделены сухопутные территории Арктики и к арктической зоне отнесены также территории муниципальных районов Республики Карелия, прилегающие к Белому морю: Беломорского, Кемского и Лоухского. Это позволяет наиболее точно определить численность населения в Арктике и факторы, влияющие на ее изменение.
Учитывая, что многие социально-экономические показатели развития северных и восточных регионов не выполняются или выполняются с опозданием, после избрания Президента РФ на новый срок в 2018 г. им были подготовлены новые указы, в частности, «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором среди национальных целей развития Российской Федерации определены:
• обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
• повышение ожидаемой продолжительности жизни населения до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);
• обеспечение устойчивого роста реальных доходов населения и др. Кроме того, к приоритетным проектам отнесен национальный проект «Демография», рассмотрение которого является весьма актуальным для северных и арктических территорий.
В развитие данного Указа Президента РФ подготовлены «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные 16.01.2017 № 13, а распоряжением Правительством РФ от 05.06.2017 № 1166-р утвержден план реализации Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года. Кроме того, Указом Президента РФ от 31.12.2018 № 622 утверждена «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы», в которой предусмотрено, что «основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем».
В Государственной Думе и Совете Федерации ФС РФ ставится вопрос о создании Арктического кодекса РФ, объединяющего решение нормативных правовых вопросов повышения уровня жизни населения, развития социальных, жилищных, транспортных и иных услуг. Кроме того, для экономического развития арктических территорий важное значение имеет восстановление и дальнейшее освоение Северного морского пути (далее СМП). Это самый короткий путь из Европы в Азию. Об этом напомнил Председатель Правительства РФ Д.Н. Медведев во время посещения порта Сабетта на Ямале. C завершением проекта «Ямал СПГ» в 2,5 раза увеличится доля России на мировом рынке природного сжиженного газа и достигнет 10%. Одновременно это позволит увеличить нагрузку на СМП, особенно в западном направлении.
Стратегической целью СМП является полноценное его использование в интересах удовлетворения внутренних потребностей российской экономики. Предстоит связать в единую транспортную сеть крупные реки Сибири, модернизировать портовую, железнодорожную и речную инфраструктуру, создать опорные пункты на всем протяжении СМП. От Мурманска до бухты Провидения Чукотского автономного округа насчитывается свыше 50 портов и портпунктов, в западном направлении – от Мурманска до Архангельска, Сабетта, а в восточной части – от городских поселений Игарка, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек до бухты Провидения. За годы экономических реформ и ослабления деятельности СМП численность населения в большинстве городов и поселков снизилась в несколько раз. Например, численность населения на 01.01.2018 по сравнению с переписью 1989 г. в пгт Диксон уменьшилась в 8 раз, г. Игарка – в 4 раза, г. Певек – в 3,1 раза, пгт Тикси и Провидения – в 2,6 раза. Поэтому предусмотренное в перспективе возобновление и увеличение перевозок по СМП требуют создания и преимущественно обновления их инфраструктуры, т.е. создания нормальных условий для жизнедеятельности работников, постоянно проживающих в указанных населенных пунктах или выполняющих работы вахтовым методом.
При этом обеспечение бесперебойного функционирования СМП в тяжелых природно-климатических условиях Арктики невозможно без ледокольного флота. В настоящее время в Арктике функционирует 8 ледоколов: 4 атомных и 4 дизельных. Для круглогодичной эксплуатации требуется, по оценкам Росатомфлота, 13 ледоколов, позволящих прокладывать коридор для прохода судов шириной до 50 м. Однако в современных условиях, пока отсутствуют судостроительные предприятия, способные строить атомные ледоколы типа «Лидер», и недостаточно государственное финансирование, возможно вложение финансовых средств иностранных и частных инвесторов.
НАСЕЛЕНИЕ И ДЕМОГРАФИЯ
Следует отметить, что субъекты РФ, вошедшие полностью или частично в Арктическую зону, значительно различаются по экономическому развитию и наличию научного и технологического потенциала. Мурманская область, северные районы Архангельской области, прежде всего города Архангельск и Северодвинск, имеют научную базу для проведения научных исследований и выполнения геологоразведочных работ, образовательные учреждения для подготовки специалистов для работы в Арктике и развитую производственную инфраструктуру для обслуживания Северного морского пути. Экономически и финансово самодостаточны (устойчивы) нефтегазодобывающие Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, а на арктических территориях ряда субъектов РФ [Республик Коми и Карелии, севере Республики Саха (Якутия)] происходит закрытие предприятий, организаций и поселков при них. Это отражается на изменении численности населения и его демографической структуры в Арктике.
Данные переписей населения и оценки Росстата на начало года свидетельствуют, что при росте численности населения России в последние годы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая Арктику, происходит постоянное уменьшение численности населения. Некоторое увеличение численности населения в Арктике произошло лишь в 2018 г., что обусловлено включением в нее трех районов Республики Карелия и незначительным увеличением его численности в Ямало-Ненецком АО.
Численность населения на арктических территориях между переписями населения уменьшилась во всех субъектах РФ, за исключением Ямало-Ненецкого АО, а на 01.01.2018 по сравнению с 2010 г. возросла в Ненецком и Ямало-Ненецком АО, а также в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия).
Рост численности населения в целом по России и субъектах РФ, отнесенных к Арктике, происходит за счет естественного и миграционного прироста (убыли) населения. Уменьшение численности населения как в целом по России, так и в северных субъектах РФ обусловлено снижением рождаемости и увеличением смертности.
Рождаемость населения в целом по России была самой высокой в 60-е (послевоенные) годы и в 80-е, когда в детородный возраст вступило население, родившиеся после окончания войны. «Дно» снижения рождаемости приходится на 1999 г., когда численность родившихся составила 1214,9 млн человек, т.е. только 61% к 1990 г.
В субъектах РФ, имеющих арктические территории, естественный прирост населения за годы экономических реформ был отрицательным в Архангельской, Мурманской областях и Республике Карелия, а положительным – в нефтегазодобывающих автономных округах, Чукотском.
За последние годы увеличение численности населения России происходит за счет миграционного притока населения из-за рубежа, до 2014 г. преимущественно из стран ближнего зарубежья, т.е. наших соотечественников из стран СНГ, в последующие годы из стран дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам, КНДР, Турция и др.).
Если в целом по России сальдо миграции было всегда положительным, то в субъектах РФ, от-несенных к Арктической зоне, миграционный прирост сохраняется отрицательным, кроме Красноярского края, имеющего незначительную долю численности населения и работающих в Арктике в общей численности населения края .
Арктические территории, как северные и дальневосточные, всегда осваивались молодежью. В 60-70 годы прошлого века привлечение рабочей силы для освоения природных ресурсов осуществлялось посредством комсомольско-молодежных строек и организованного набора, поэтому большая часть населения была в активном трудовом возрасте 0–39 лет). В северных субъектах РФ, включая Арктику, традиционно сложился более высокий удельный вес численности населения трудоспособного возраста. В годы перестройки произошел отток трудоспособного населения и преимущественно в молодом возрасте, поэтому доля населения в активном трудовом возрасте уменьшалась и постепенно увеличивалась доля населения за пределами трудоспособного возраста. В 2016 г. по сравнению с 2000 г. доля трудоспособного населения уменьшилась в Российской Федерации с 60,2 до 56,7%, а также во всех субъектах РФ, отнесенных к арктическим территориям полностью или частично. За эти годы в Мурманской области доля трудоспособного населения уменьшилась с 67,9 до 59,7%, в Ямало-Ненецком автономном округе – с 69,9 до 65,1% и т.д. Это обусловлено двумя факторами: увеличением численности родившихся и лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста.
Как отмечено выше, обобщающей характеристикой изменения возрастной структуры населения является динамика показателей демографической нагрузки на трудоспособное население, т.е. соотношение лиц моложе и старше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.
В России за годы экономических реформ уменьшалась демографическая нагрузка на трудоспособное население за счет детей (0–15 лет) и возросла за счет лиц старше трудоспособного возраста (пенсионеров). Учитывая, что до 1990 г. северные регионы заселялись преимущественно молодежью, а старшее поколение выезжало в регионы с благоприятными условиями для проживания, нагрузка на лиц трудоспособного возраста уменьшалась. В последние годы ситуация изменилась из-за невозможности пенсионеров покинуть северные и арктические территории и приобрести жилье в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями, поэтому в анализируемых арктических субъектах РФ возросла демографическая нагрузка на трудоспособное население преимущественно за счет лиц старше трудоспособного возраста.
Отрицательной проблемой остается выезд населения из закрывающихся населенных пунктов. Для снижения напряженности с выездом населения и из-за отсутствия средств у местных бюджетов для оказания материальной помощи населению был принят Федеральный закон от 17.07.2011 № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, проживающие в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта РФ решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства граждан. Право граждан на получение жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который является именным документом и предоставляется гражданину только один раз.
Порядок предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, устанавливается Правительством РФ.
Учитывая ограниченность средств местных бюджетов на жилищные субсидии, жителям закрывающихся населенных пунктов дополнительно после издания федерального закона из средств федерального бюджета выделяются средства на очередной финансовый год и плановый период.
В п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (приложение 26) предусмотрены средства субъектам РФ на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 г. Например, Республике Коми на 2019 г. выделено 633,0 млн руб., Мурманской области – 289,5 млн, Томской области – 249,1 млн, Ямало-Ненецкому автономному округу – 79,0 млн, Чукотскому АО – 19,0 млн. рублей.
Выделенные субсидии позволяют переселять старшее поколение, особенно из закрывающихся небольших поселений.
РЫНОК ТРУДА
При растущем интересе государства к северным и арктическим территориям ставится вопрос об обеспеченности предприятий и организаций трудовыми ресурсами для масштабного стратегического развития указанных территорий .
Главным в определении рынка степени развитости труда является складывающаяся система взаимоотношений работодателя, нуждающегося в рабочей силе, с работником, предлагающим свою рабочую силу в данный момент времени. По определению Международной организации труда (МОТ), рынок труда – сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.
При этом предметом торга выступает определенный вид способностей работника, обладающего квалификацией, знаниями и умением, и их обмен на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.
В последние годы в условиях некоторого улучшения экономического положения в России, роста валового регионального продукта, открытия и освоения новых месторождений полезных ископаемых увеличилась потребность в рабочей силе, прежде всего в квалифицированных рабочих и специалистах. О потребности в работниках в арктических субъектах РФ можно судить по данным выборочных обследований Росстата,
которые проводятся в октябре раз в два года. По данным выборочных обследований, можно определить увеличение или уменьшение количества рабочих мест в субъектах РФ. В октябре 2016 г. по сравнению с октябрем 2014 г., в частности, в целом по России число рабочих мест сократилось на 9,1%. Число рабочих мест в арктических субъектах РФ возросло только в нефтегазодобывающих автономных округах: Ненецком – на 9,1%, Ямало-Ненецком – на 20,5%.
Потребность в работниках, заявленная работодателями на 01.07.2018 по сравнению с заявками работодателей на 01.07.2016 г., в Мурманской области увеличилась на 37,3%, в Ямало-Ненецком АО – на 6,8, Ненецком АО – на 4,3 и Чукотском АО – на 12,0% при снижении потребности в рабочей силе в Республиках Карелия и Коми соответственно на 4,2 и 4,7%. Предприятия и организации в указанных субъектах РФ могут быть обеспечены специалистами и рабочими за счет выпускников учебных заведений и безработных (после их переподготовки).
Потребность предприятий и организаций в работниках, как правило, удовлетворяется за счет выпускников образовательных учреждений, безработных после их подготовки и переподготовки службами занятости населения, а также самозанятых. Следует отметить, что в России и арктических субъектах РФ в последние годы были закрыты филиалы организаций среднего и высшего образования, а также учебных заведений по подготовке рабочих и служащих, поэтому выпускники работающих (действующих) учебных заведений могут не полностью удовлетворять потребности предприятий и организаций кадрами, особенно в субъектах РФ, полностью отнесенных к Арктике. Выпускники школ (молодое поколение), имея ограниченные возможности для получения высшего и среднего профессионального образования, покидают арктические города и поселки, уезжая на учебу в густонаселенные и обжитые регионы России.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
Природно-климатические условия Арктики отражаются на здоровье населения и продолжительности его жизни. Предусмотренная в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задача повышения ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет (к 2030 г. – до 80 лет) для северных, особенно арктических, территорий трудно достижима. Это обусловлено тем, что практически на Севере снижено качество здоровья населения, так как на семь-десять лет раньше происходит истощение резервных потенций физиологических функций (в особенности репродуктивных способностей), т.е. наступает преждевременная старость [16]. В 2016 г. самая низкая продолжительность жизни при рождении была в Чукотском автономном округе, которая составила у мужчин 59,73 года, Ненецком автономном округе – 63,86 года против 77,35 года в Республике Ингушетия и 66,5 года в целом по России.
В большинстве северных зарубежных стран продолжительность жизни населения значительно превышает среднероссийские показатели. Например, в 2015 г. продолжительность жизни при рождении в Канаде составила у всего населения 82,1 года, в Норвегии – 82,5 года, в Дании – соответственно 80,1 года, в Финляндии – 81,4 года.
Повышению продолжительности жизни населения в России может способствовать выполнение предложений, предусмотренных в национальном проекте «Демография».
Потребность предприятий и организаций в работниках, как правило, удовлетворяется за счет выпускников образовательных учреждений, безработных после их подготовки и переподготовки службами занятости населения, а также самозанятых. Следует отметить, что в России и арктических субъектах РФ в последние годы были закрыты филиалы организаций среднего и высшего образования, а также учебных заведений по подготовке рабочих и служащих, поэтому выпускники работающих (действующих) учебных заведений могут не полностью удовлетворять потребности предприятий и организаций кадрами, особенно в субъектах РФ, полностью отнесенных к Арктике. Выпускники школ (молодое поколение), имея ограниченные возможности для получения высшего и среднего профессионального образования, покидают арктические города и поселки, уезжая на учебу в густонаселенные и обжитые регионы России.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
Природно-климатические условия Арктики отражаются на здоровье населения и продолжительности его жизни. Предусмотренная в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задача повышения ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет (к 2030 г. – до 80 лет) для северных, особенно арктических, территорий трудно достижима. Это обусловлено тем, что практически на Севере снижено качество здоровья населения, так как на семь-десять лет раньше происходит истощение резервных потенций физиологических функций (в особенности репродуктивных способностей), т.е. наступает преждевременная старость.
В 2016 г. самая низкая продолжительность жизни при рождении была в Чукотском автономном округе, которая составила у мужчин 59,73 года, Ненецком автономном округе – 63,86 года против 77,35 года в Республике Ингушетия и 66,5 года в целом по России.
В большинстве северных зарубежных стран продолжительность жизни населения значительно превышает среднероссийские показатели. Например, в 2015 г. продолжительность жизни при рождении в Канаде составила у всего населения 82,1 года, в Норвегии – 82,5 года, в Дании – соответственно 80,1 года, в Финляндии – 81,4 года.
Повышению продолжительности жизни населения в России может способствовать выполнение предложений, предусмотренных в национальном проекте «Демография».
ОПЛАТА ТРУДА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Следует отметить, что привлечению специалистов и квалифицированных рабочих, особенно молодежи, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, включая Арктику, способствовали действующие гарантии и компенсации для лиц, работающих в этом регионе, а для закрепления в регионе – фактические преимущества в оплате труда и уровне жизни населения. Особенно это важно при работе в арктических регионах с тяжелыми условиями труда и при вахтовом методе выполнения работ в отрыве от семьи. Однако в последние годы отмечается снижение преимуществ в оплате труда, а тем более в уровне жизни населения в широком его понимании.
Изменение уровня и дифференциации средней заработной платы работников.
Данные подтверждают наметившуюся в последние годы тенденцию сокращения различий в средней заработной плате работников, занятых на северных и арктических территориях. Это особенно относится к арктическим автономным округам. Например, различия в средней заработной плате работников в Ямало-Ненецком автономном округе по сравнению со средней по России сократились в 2017 г. против 2000 г. с 403,2 до 229,5%., т.е. практически в 1,8 раза, в Мурманской области – со 168,5 до 131,4%, Республике Саха (Якутия) – 204,2 до 158,4% .
В определенной мере это объясняется тем, что занижается та часть заработной платы, на которую начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, и это подтверждается данными единовременных статистических обследований за октябрь 2007 и 2017 гг.
Практически в большинстве сравниваемых субъектах РФ в 2017 г. по сравнению с 2007 г. сократилась дифференциация средней начисленной заработной платы. В октябре 2017 г. в арктических субъектах РФ средняя заработная плата работников превышала среднюю по России от 1,23 раза в Мурманской области до 2,1 раза в Чукотском автономном округе, а без учета региональных выплат в Мурманской области средняя заработная плата стала ниже среднероссийского уровня на 31,4%, в Чукотском автономном округе и превышала его лишь на 4,1%. В субъектах РФ, где имеются отдельные муниципальные образования, отнесенные к арктическим территориям, различия в средней заработной плате работников без региональных выплат снизились по сравнению со средней по России до 65,9% в Архангельской области и до 86,6% в Республике Саха (Якутия). Кроме того, в последние годы происходит снижение реальной заработной платы и денежных доходов населения.
После требования Президента РФ о выполнении его майских указов 2012 г., реальная заработная плата в 1-м полугодии 2018 г. возросла в целом по России и во всех субъектах РФ. В то же время реальные доходы населения растут значительно медленнее и в 1-м полугодии 2018 г. не выросли в субъектах РФ, полностью отнесенных к Арктике. Численность населения даже в крупных городах и поселениях невозможно сохранить без повышения уровня жизни населения, действенной системы районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж, улучшения социальной и транспортной инфраструктуры.
Несмотря на отмеченные неблагоприятные тенденции в миграции населения и оплате труда работников, арктические территории являются дееспособными и перспективными в социально-экономическом развитии.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В настоящее время в число зарубежных стран, часть территории которых относится к арктическим, входят Канада, Дания, Норвегия. США, Швеция, Финляндия и Исландия. Изучение международного опыта управления северными территориями показывает, что в зарубежных северных странах, имеющих арктические территории, политика государства направлена на сохранение населения и работников через реализацию принципа равных возможностей как для жителей северных и арктических, так и других территорий в целях обеспечения их экономического и социального развития.
Инвестиционная политика в северных зарубежных странах преследует снижение производственных издержек в условиях Севера, ведет к созданию экономически оправданных рабочих мест, включает льготное налогообложениебизнеса (Канада, США, Норвегия, Швеция), компенсацию «северных» затрат на труд (Канада, Швеция), субсидирование транспортных расходов (Финляндия, Швеция) и государственное субсидирование транспортной инфраструктуры и других коммуникаций (Швеция, Канада).
По природно-климатическим условиям и географическому расположению Канада наиболее близка с Россией. Однако в Канаде исторически сложилось, что три северные территории (Нунавут, Северо-Западные, Юкон) отделены от более южных территорий административной границей, проходящей по линии 60. северной широты. К северным территориям относятся также прибрежные территории холодного Гудзонова залива. Арктические территории Канады сопоставимы с арктическими территориями России и по плотности населения.
В Канаде на северные территории распространяются широкие права и полномочия. Развитием экономики северных территорий занимается специально созданное Канадское агентство, которое разрабатывает специальные программы экономического развития и осуществляет реализацию указанных программ, а также координирует деятельность других федеральных органов на северных территориях.
Кроме того, для устранения различий в уровне развития территорий наиболее слаборазвитым выделяются дополнительные ресурсы в виде трансфертов. Первый вид – нецелевые трансферты, предназначенные для выравнивания бюджетной обеспеченности. Все три арктические территории, характеризующиеся низкими показателями бюджетной обеспеченности, являются получателями нецелевых выравнивающих трансфертов. Второй вид межбюджетных трансфертов – целевые, направленные на обеспечение стандартов в наиболее важных социальных областях, таких как здравоохранение.
При этом размер межбюджетного трансферта в расчете на одного жителя на северных территориях более чем в 10 раз превышает среднее значение по Канаде.
В США к арктическим территориям относится штат Аляска. Большая часть доходов штата формируется за счет поступлений от компаний, занятых в нефтегазодобыче (порядка 50–60%), на долю межбюджетных трансфертов из федерального бюджета приходится 20–25%, остальную часть формируют налоговые поступления. Налоговая система Аляски характеризуется незначительным числом налогов и сниженными ставками. Налоговая нагрузка на физических лиц имеет минимальные значения показателей среди других штатов. Однако Аляска имеет самые высокие показатели сбора налогов на душу населения. Кроме того, из федерального бюджета штату Аляска выделяются межбюджетные трансферты на развитие здравоохранения, образования и транспорта.
Из европейских стран самые значительные арктические территории имеет Норвегия. К ним отнесены три округа (Финнмарк, Тромс, Нурмани), а также архипелаг Шпицберген. Основы регионального финансового регулирования северных территорий заложены в Государственной стратегии реализации политики устойчивого развития северных регионов Норвегии на 2011–2030 гг. Финансовое регулирование на арктических территориях осуществляется по трем уровням. Первый уровень – дотации из государственного бюджета губерниям и коммунам.
Второй уровень – установление системы льгот, прежде всего налоговых, субъектам хозяйствования. Третий уровень – дополнительная поддержка населения. Коммуны, расположенные в северных округах, являются дотационными.
Для бизнеса установлены существенные налоговые льготы, нулевые взносы в Фонд социального страхования и низкий налог на потребление электроэнергии. Для населения установлены более низкие ставки подоходного налога .
В состав Дании на правах автономной территории входит остров Гренландия, на которой находится самая северная точка суши. Основными отраслями экономической деятельности являются рыболовство, добыча полезных ископаемых и туризм. Несмотря на предоставление Гренландии широких прав в области автономии, и в частности в использовании природных ресурсов, она остается высокодотационным субъектом Дании. В свой бюджет Гренландия получает значительные межбюджетные трансферты, которые выше на душу населения, чем на Аляске, но ниже, чем в Канаде. Для реализации крупных промышленных и инфраструктурных проектов используется широкий перечень налоговых скидок и льгот для инвесторов. Финансовое обеспечение развития Гренландии осуществляет не только Дания, но и Европейский союз, с которым у автономии заключен ассоциированный договор .
В Финляндии к арктическим территориям из 19 областей отнесена (регионов) только Лапландия. Территория характеризуется низкой плотностью населения, а по уровню экономического развития относится к наименее благополучным регионам Финляндии. При этом после вступления Финляндии в Евросоюз для развития северных территорий поступают средства из фонда развития Евросоюза. Для реализации программ по повышению занятости населения и сокращению безработицы финансирование осуществляется из государственного бюджета, а программы по стимулированию реализации инновационных проектов и поддержки новых растущих компаний – за счет средств европейских фондов [32,33]. В Швеции к арктическим территориям относится один субъект (лен) Норрботтен, который по плотности населения занимает последнее место среди регионов (около 2,5 человека на кв. км). Экономика Норрботтена основана преимущественно на добыче полезных ископаемых и лесной промышленности, кроме того, активно развивается туризм, а сфера услуг представлена большим количеством субъектов малого предпринимательства. Поддержка арктических территорий как отдельного направления регионального финансового регулирования в Швеции не применяется. Финансовое выравнивание экономического и социального развития территории Норрботтен происходит в рамках общегосударственной системы регионального выравнивания. Среди них преобладают субсидии по выравниванию доходов и структурные субсидии.
Исландия – самая малочисленная арктическая страна. В ней проживают около 330 тыс. человек. По стране проходит Северный полярный круг, но в стране отсутствует особая финансовая политика в отношении арктических территорий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что в силу объективных и субъективных причин арктические территории характеризуются более низкими показателями социально-экономического развития, формирования ВРП, обеспеченности населения социальными услугами. В ряде стран такие различия проявляются в меньшей степени (Норвегия, Швеция), в других в большей степени (Канада, США, Финляндия).
Резюмируя, отметим, что все страны, включая Россию, имеющие арктические территории, по-разному осуществляют регулирование их социального и экономического развития. Но главный критерий – минимизация дискомфорта проживающего там населения.