В рамках 267-го расширенного заседания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера состоялось выступление Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, который накануне правительственного часа подробно осветил вопрос о мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, выслушал сенаторов и ответил на их вопросы. «Для нас это очень важно, — сказал министр, — потому что вы люди, которые чувствуют проблемы своих территорий, проблемы Дальнего Востока, как никто другой, что называется, кончиками нервов».
А на кончике нервов сенатора Александра Акимова всегда остро стоит вопрос строительства железной дороги, поскольку «в связи с субъективным и объективными причинами мост сегодня не строится» даже несмотря на то, что у Якутии в этом году значимая дата: столетие образования республики. Мнение Акимова на этот счёт хорошо известно. Он глубоко убеждён, что «на Севере нельзя строить платные мосты на концессионной основе».
— Это единственный мост, который объединит три федеральные автодороги — Лену, Колыму, Вилюй, — сказал сенатор. — Ранее предполагалось, что это должен быть совмещенный — железнодорожный и автомобильный — мост. Теперь остановились на автомобильном, и то предлагают строить его на концессионной основе, вложившись на 30 процентов. Где это видано?! Мост — это дорога жизни. Целый регион, Северо-Восток страны практически оторван от материка.
Сенатор напомнил, что это не просто мост до города Якутска. Сегодня уже понятно, что ни БАМ, ни Транссиб не могут обеспечить возрастающий объем перевозок в полной мере. Необходим выход к морю и строительство дороги до Магадана и далее — к крупнейшим месторождениям. Ведь уже подсчитан и экономический эффект, окупаемость объекта и по всем показателям была очевидна его перспективность в будущем.
Также в своем обращении к федеральному министру сенатор затронул вопрос демографии, заявив, что для его решения «нужны радикальные меры на уровне государства», и вопрос северного завоза, потому что это — один из аспектов развития Северного морского пути, однако непонятно, на какой стадии сейчас находится проект закона.
Алексей Чекунков поддержал сенатора, обозначив свою позицию по мосту: «Это хорошо известный проект и он, безусловно, нужен. Это вопрос федерального уровня, и решение нужно принимать на федеральном уровне».
Кроме того, расширенное заседание обсудило ряд проектов законов. В этом числе — «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"» (в части совершенствования порядка создания и деятельности общин коренных малочисленных народов).
Докладывая о законе, Александр Акимов заметил, что ФЗ «к сожалению, практически не работает». Именно этим и было обусловлено внесение изменений, о чем сообщили его разработчики. Статс-секретарь Федерального агентства по делам национальностей Анна Котова, подключившаяся к обсуждению, поблагодарила членов комитета за активное участие в подготовке этого проекта федерального закона и отдельно сенатора Григория Ледкова вместе с возглавляемой им ассоциацией.
Законопроект, как отметил Александр Константинович, приводит положения закона № 104 в соответствие с новыми положениями Гражданского кодекса, актуализирует их и делает более удобными, более применимыми для граждан из числа коренных малочисленных народов.
Также Комитет обсудил закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который внесён А.А. Клишасом и П.В. Крашенинниковым — новый закон о местном самоуправлении, активно обсуждаемый в регионах.
Практически все регионы концепцию нового федерального закона поддерживают. Но вопросы по нему еще есть. В свое время Александр Акимов, будучи вице-президентом Республики Саха (Якутия) вел вопросы муниципальной реформы, поэтому ему хорошо знаком этот вопрос. Он выразил некоторые сомнения, поскольку у регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока своя специфика. «Районы Крайнего Севера, приравненные к ним, а я бы арктические регионы к ним добавил — их надо рассматривать по отдельности. И, конечно, я по ним очень внимательно еще поработал бы», — сказал сенатор.