Интересы Республики Саха (Якутия) и КМНС учтены

17:00 11.03.20

Обсужден пакет законопроектов по поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне

В Совете Федерации под председательством Олега Мельниченко прошло заседание Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, на котором был рассмотрен ряд документов по Арктической зоне.

Так, комитет обсудил пакет законопроектов, направленных на поддержку предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, о чем доложил заместитель председателя комитета Александр Акимов. Основным проектом предлагается определить правовой режим Арктической зоны Российской Федерации и меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктике.

Проектом федерального закона предлагалось:

- определить механизм управления Арктической зоной, включающий Государственную комиссию по вопросам развития Арктики, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, управляющую компанию, а также их полномочия и функции по управлению Арктической зоной;

- определить статус резидентов Арктической зоны (зарегистрированные в Арктической зоне индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, которые заключили соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне и включены в реестр резидентов Арктической зоны), порядок приобретения и прекращения такого статуса;

- установить меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне, в том числе налоговые льготы, особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, сокращенные срок и упрощённое осуществление процедур в рамках государственного регулирования земельных отношений и градостроительной деятельности, заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве;

- определить правила применения в Арктической зоне таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Предполагалось, что резидентами Арктической зоны смогут стать только лица, планирующие реализацию новых инвестиционных проектов после вступления в силу проектируемых норм и соответствующие критериям отбора, предусмотренным этими нормами, в том числе требованиям к минимальному объему капитальных вложений, которые должны быть осуществлены резидентом Арктической зоны в течение срока действия соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности (не менее 10 миллионов рублей).

Сразу отметим, что объем капитальных вложений снижен заседанием комитета до 3 млр.рублей. Кроме того, регистрация резидентов будет проходить на муниципальном уровне.

Олег Мельниченко отметил, что необходимо предусмотреть обязательное участие представителей органов государственной власти арктических регионов в рассмотрении инвестиционных проектов, претендующих на получение преференций.

Комитет считает, что в постановлениях Совета Федерации неоднократно высказывались предложения о минимизации предоставляемых на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам либо о компенсации выпадающих доходов. Сенаторы уточняют, что субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть прияты решения об установлении в отношении резидентов Арктической зоны льгот по региональным и местным налогам. Ну а принятие проектируемого федерального закона потребует разработки правительством нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

В целом, комитет поддержал концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.

Заметим, что 26 февраля на XIII (очередном) пленарном заседании Ил Тумэна депутаты поддержали концепцию проекта федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» с условием учёта пакета предложений.

Якутия внесла предложения об уточнении органа, устанавливающего налоговые льготы в Арктике, обязательном включении не менее одного представителя субъекта РФ в Госкомиссию по вопросам развития Арктики, снижении требований к минимальному объёму капиталовложений для резидентов Арктической зоны РФ.

По мнению сенатора Александра Акимова, должно быть обязательным участие субъекта, отнесенного к Арктической зоне РФ, в создании управляющей компании и управлении ею.

Далее. Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, реализуя свои полномочия, затрагивает права и интересы жителей арктической зоны, поэтому в ее составе, по предложению Республики Саха (Якутия), должны быть представители органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, объединений коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Также Якутия высказалась свое мнение по изъятию земель: наделение отдельного федерального органа полномочиями по принятию решений о резервировании земель, принудительному отчуждению земельных участков (изъятию земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества в Арктической зоне для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры Арктической зоны противоречит конституционным нормам, нормам Земельного кодекса РФ, нормам договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов, территории или части территорий которых отнесены к Арктической зоне Российской Федерации. Мнение республики было принято комитетом во внимание.

Итак, из проекта будут убраны положения об иъятии земель; расширено участие субъектов; регистрация резидентов будет проходить на муниципальном уровне, лимит по заказу снизят инвестору с 10 до трёх миллионов, а Госкомиссии придадут особый статус.

На заседании были выслушаны предложения Григория Ледкова (Ассоциация коренных малочисленных народов Севера). Николай Рыжков выступил за комплексный подход и предложил поддержать КМНС, так что теперь в законопроект войдут и меры госсподдержки.

Постоянный адрес материала: