Как почувствовать, что жизнь на Дальнем Востоке улучшается

10:42 29.05.21

Самое интересное из итогового заседания коллегии Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, в котором принял участие сенатор Александр АКИМОВ

Самое интересное прозвучало в выступлении самого Юрия ТРУТНЕВА, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Отвечая на злободневный (в частности, для Якутии, — ред.авт) вопрос О СУБСИДИРОВАНИИ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ,

Юрий Трутнев сказал буквально следующее:

— Почему Минтранспорт допустил ошибку? Почему так непропорционально разделены субсидии на авиаперевозки? Почему они так сделали — для меня загадка.

Мы с ними поговорили — они вносят изменения, которые близки уже к прохождению в Правительстве.

Хочу отметить, что объем субсидирования намного вырос в последние годы и — да, его не хватает. Выход пока мы видим всё-таки в создании компании. Артём Сергеевич Довлатов (назначен генеральным директором АО «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики», — прим.авт.) присутствует здесь — он по нашей просьбе считает финансово-экономическую модель этой компании.

Мы исходим из чего? Из того, что мы сможем сосредоточиться, сконцентрироваться на поддержке этой компании. Потому что сейчас компании — у каждого региона, мы не контролируем ни убытки, ни состояние судов. И собственно говоря, мы не можем за счёт этих маленьких разрозненных компаний, каждая из которых живёт сама по себе, создать такую регулярно и правильно работающую систему.

Поэтому задача у нас сейчас такая: во-первых, мы заканчиваем её создание, во-вторых, будем наполнять её судами российского производства. И постараемся, чтобы у неё был отвечающий перед стоящими задачами компании парк. Это тянет за собой целый ряд вопросов, потому что многих самолётов у нас, к сожалению, сегодня нет. Но мы их обязаны научиться строить.

И конечно, субсидии. То есть, мы посчитаем, сколько денег надо выделить для того, чтобы увеличить пассажиропоток на Дальнем Востоке в два раза, — именно такая задача сейчас стоит.

Среди других очень важных, даже приоритетных задач Юрий Петрович отметил привлечение инвестиций на Дальнем Востоке и Арктике.

По словам полпреда, на территории Дальнего востока строится более тысячи социальных объектов. 450 уже построены — школы, больницы, детские сады, спортивные площадки, — то, что нужно людям. В решении жизненных проблем граждан помогают такие инструменты, как Дальневосточный гектар, льготная ипотека, механизмы поддержки материнского капитала, электронная виза для выезжающих гостей и многое другое. Этими возможностями уже воспользовались десятки тысяч граждан. Многие механизмы, разработанные на Дальнем Востоке, получили распространение на всей территории России.

Для повышения привлекательности Арктической зоны разработана продуманная система преференций, учитывающая опыт Дальневосточной работы. Стартовали уже более ста проектов, созданы территории опережающего развития, — это всё о хорошем.

Теперь о том, что не получается.

Пандемия, ограничения, связанные с коронавирусом, реформа институтов развития сказались на связи с инвесторами: реже стали проходить встречи как очные, так и по видеоконференции. Это значит, что мы перестали получать информацию о том, какие проблемы существуют при реализации каждого инвестпроекта.

У этого процесса есть последствия. Количество новых инвесторов, привлекаемых с 2019 по 2020 год, снизилось на 30 процентов. В 2019 году было 95 новых резидентов территорий опережающего развития, а в 2020— 67. За первые пять месяцев 2021 года результаты ещё более удручающие.

Примерно такая же тенденция и по инвесторам свободного порта Владивосток. За первые пять месяцев 2021 года удалось привлечь 37 резидентов, a 91 соглашение расторгнуто.

Мы изначально исходили из того, что каждому, кто хочет заявиться в качестве резидента и создать новые рабочие места, какой-то новый кусочек экономики, мы должны открывать двери. Понятно, что какое-то количество проектов не состоятся, — ничего страшного в этом нет.

Но входящий поток должен быть всегда больше.

То есть мы обязаны добиваться того, что если 91 соглашение расторгнуто, то 200 должно быть заключено. Но не 31.

Важнейшим вопросом остаётся развитие инфраструктуры для территорий опережающего развития. Здесь, к сожалению, ритмичности работы и своевременности строительства достичь не удалось: по 53 объектам из 116 работа идет с отставанием от графика.

МЕДЛЕННО РАЗВИВАЮТСЯ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА КАМЧАТКЕ, ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, КОМСОМОЛЬСКЕ-НА-АМУРЕ.

Хотелось бы напомнить, что эти территории опережающего развития — это предложения губернаторов, а за свои предложения нужно отвечать. Настоятельно прошу, чтобы все территории опережающего развития работали.

Необходимо обеспечить привлечение резидентов в территории опережающего развития — свободный порт Владивосток. Поручаю Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики разработать целевые показатели территорий опережающего развития по каждому региону.

Целью этих показателей должно быть достижение темпов роста экономики не ниже 7—8% в год.

ТОЛЬКО ПРИ ЭТИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ЛЮДИ ПОЧУВСТВУЮТ, ЧТО ЖИЗНЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЛУЧШАЕТСЯ.

Сменилось руководство Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Более полугода работает новый состав. И очень скоро возникнет вопрос, а ЧТО СДЕЛАНО ИМЕННО ВАМИ, где новые предложения по повышению инвестиционной привлекательности регионов, где приток новых инвестиций и новых проектов?

Я назвал большие цифры — 1.8 триллиона — действительно достойный результат. Но мы с вами должны понимать, что ЭТИ ЦИФРЫ НЕ СДЕЛАЛИ ЖИТЕЛЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СЧАСТЛИВЫМИ. Чтобы от этих предприятий была отдача, начались поступления в бюджет, пройдет еще немало времени. Пойдёт период строительства предприятий, потом льготный период, в течение которого они будут платить ограниченное количество налогов...

Нам необходимо обеспечить реализацию национальной программы развития Дальнего Востока.

Необходимо восстановить постоянный контакт с инвесторами. Добиться сопровождения и помощи по отношению к каждому инвестиционному проекту. Инфраструктура по проекту должна строиться в срок.

Мы приняли решение ФУНКЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ НАПРАВИТЬ В РЕГИОНЫ. Потому что количество объектов растёт и и контролировать строительство более ста объектов из Москвы невозможно. Этим должны заниматься губернаторы регионов: работать с подрядчиками, ежедневно контролировать, как идёт работа по развитию экономики.

Хочу подчеркнуть: мы должны работать вместе. Наша задача — привлечь инвестиции для того, чтобы построить новые предприятия, предоставить гражданам работу, пополнить бюджеты, создать необходимую инфраструктуру. Но я регулярно, к сожалению, в ходе встречи с инвесторами получаю информацию о том, что они обратились в территорию с тем или иным предложением, а кто-то «умный» сказал: «Мы подумаем!».

Почему вместо того, чтобы спросить, чем помочь, кто-то на территории говорит «посмотрим»?

Пожалуйста, добивайтесь того, чтобы поддержка инвесторов была правилом, необходимым условием того, чтобы человек продолжал работу в экономическом блоке региональной администрации. И точно так же — в Министерстве. А если я буду получать такие сигналы о таком отношении, во-первых, это коррупцией пахнет, а во-вторых, я просто не хочу продолжать с такими людьми работать.

Постоянный адрес материала: