На старте перед большим рывком

07:14 17.02.20

Самое интересное в интервью Постоянного представителя РС(Я) Андрея Федотова

Постоянный представитель РС(Я) при Президенте Российской Федерации Андрей Федотов дал большое интервью ИА Sakhanews «Сплотиться, чтобы не упустить исторический шанс». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию наиболее интересные, на наш взгляд, из него извлечения.

Отвечая на вопрос, как построена работа с федеральными органами власти, Андрей Федотов отметил: «Мы видим, что внимание (к республике-прим.авт.) повышается. По моим ощущениям, у федеральных властей есть не только интерес, но и уверенность, что в республике все будет хорошо. Те проекты, которые заявлены, и работа, которая идёт сегодня, будут иметь серьезные результаты, как для республики, Дальнего Востока, так и в целом для страны.

Постпред думает, что федеральная власть ждёт от республики реализаций задач, которые формулируются органами государственной власти. Это переселение из аварийного жилья, создание комфортной городской среды, дорог, реализация других национальных проектов. И в этих направлениях, на его взгляд, есть определенные продвижения.

На вопрос, как у него складывается взаимодействие с Федеральным Собранием, постпред ответил так: «В постпредстве имеется небольшое представительство Ил Тумэна, которое работает непосредственно с Федеральным Собранием РФ. Но и мы занимаемся этим, плотно сотрудничаем со многими депутатами. Часто бывают у нас, и мы бываем у них. Постоянно принимаем участие в парламентских слушаниях, заседаниях комитетов.

Надо отметить, сложились очень хорошие отношения с Федеральным Собранием. Например, в прошлом году, когда решался вопрос финансирования кардиоцентра, онкоцентра и других социальных объектов, Федеральное Собрание нас очень поддержало. Валентина Ивановна Матвиенко лично оказала очень серьезную поддержку, когда решался очень сложный вопрос по финансированию онкоцентра. Положительное решение вопроса во многом предопределила ее личная позиция.

Очень активно нам помогал Николай Рыжков, которому в прошлом году исполнилось 90 лет. Николай Иванович очень помог в том числе в продвижении нашего Ленского моста. Поэтому хорошие отношения с Федеральным Собранием стараемся укреплять и развивать».

Что касается довольно быстро принятого решения по Ленскому мосту, что могло на это повлиять, то, как полагает постпред, Айсен Николаев изменил подход к аргументации вопросов, которые республика ставит перед федеральным центром.

С самого начала, как только началось серьёзное обсуждение возможности строительства, он предложил концепцию – мост является связующим звеном трех федеральных дорог: «Вилюй», «Колыма» и «Лена», что открывает широкие возможности Северного широтного транспортного пояса, который связывает Иркутск через Мирный и Якутск с Магаданом.

Второе, что было сказано, строительство не совмещенного моста, а автомобильного. Айсен Сергеевич с самой первой встречи с министром транспорта России Е.Дитрихом говорил об этом. Постпред Андрей Федотов присутствовал на этой встрече. Министр задал вопрос: «Какой мост планируете строить?». Айсен Сергеевич сказал: «Автомобильный». Тогда Дитрих сказал, что правильно, это и снижение стоимости, и самое главное, будут установлены связь и формирование трех больших дорог. Мост объединит разные точки экономического роста России, Сибири, Якутии, Дальнего Востока.

Далее рассматривается даже такой транспортный коридор, как Китай — Якутск — Тикси — выход в Европу. Это контейнерные перевозки во время навигации. Конечно, большая работа была проведена для того, чтобы были представлены последние данные о возможностях развития северо-западной части Якутии, поскольку дорога «Вилюй» проходит далее до Айхала в сторону Саскылаха. Там большое количество месторождений, и что-то, может, будет построено в будущем. Это тоже легло в основу обеспечения.

Ну и, безусловно, транспортная связанность Якутии. Сегодня республика разделена пять месяцев в году, Якутск находится как на острове, не связанный ни с чем. Были проведены большие исследования, доказано, что со строительством моста кратно вырастает транспортная доступность до 85 процентов территории республики. Это очень серьёзный аргумент. Всё это правильно было сложено, упаковано в единый документ, который прошёл обсуждение в очень серьезных институтах, во всех органах власти.

Уже прошло совещание в Росавтодоре, где вопрос уже звучит совсем в другой подаче — мост включён в государственные программы, и единственное, что сегодня уточняется, — это источники финансирования. Началась работа по изысканиям. Во-первых, прошла конкурсная концессия, и мы очень рады, что выиграл консорциум с участием госкорпорации «Ростехнологии». Они стали ведущими в этом консорциуме, вместе с компанией «ВИС».

На чём строится удовлетворённость постпреда «Ростехнолониями»? Вот его аргументы.

Мост – это очень сложный технический объект по мерзлотным, ледовым, температурным и другим показателям. Таких мостов в мире нет. Это будет первый! Значит, должно уделяться серьёзное внимание технической части проекта. Участие ведущей технологической компании страны даёт уверенность в том, что всё пройдет под государственным контролем, и в плане технического исполнения будет оснащён наилучшим образом, по современным сегодняшним возможностям.

Что касается стоимости моста, то сегодня можно ответственно говорить только округлённо, так как окончательные цифры будут известны после утверждения проекта в Главгосэкспертизе страны. Оценивается проект более 80 млрд рублей. Из них более половины — это средства федерального бюджета, более трети — частные инвестиции, а свою долю порядка 7 процентов республика начнёт выплачивать только в 2025 году (когда планируется сдача моста в эксплуатацию). То есть все риски строительства ложатся, в основном, на федеральный бюджет и частного инвестора. Это итоги непростых переговоров с консорциумом инвесторов.

А как отбить частные инвестиции должны отбить?

Андрей Федотов уверен, что это будет возможным, если мост будет платным для грузовых автомобилей, коммерческих перевозок. Всё, что касается частных легковых автомобилей до 3 тонн, специализированных автомашин, — будет бесплатно. Мост – это сложнейший технологический объект, который должен быть под постоянным контролем. Обслуживание моста будут вести «Ростехнологии». Техническое состояние будут мониторить специальные службы.

Даже с точки зрения внедрения таких высоких технологий в республике – это большой прорыв в области автодорожного, мостового строительства. Подключились крупнейшие автодорожные предприятия, например, в качестве научного сопровождения – самый крупный проектный Санкт-Петербургский институт, Московский автодорожный институт, Росавтодор как исполнитель, организатор, контролер. Поэтому, думает постпред, мост не просто магистраль, а инновационное технологическое новшество – объект, который будет способствовать развитию автомобильной отрасли республики.

Мало того, речь не идёт об одном Ленском мосте, ведь по постановке вопроса Айсеном Сергеевичем – это связующее звено трёх федеральных дорог. Сегодня принято решение о строительстве четырёх мостов на Вилюе. Один из них в районе Верхневилюйска — очень большой мост.

Ещё будет построен мост через Алдан, а этот уже будет совмещённым. Почему? Потому что руководство Магаданской области ставит вопрос о строительстве железной дороги до Магадана. Давняя российская мечта с царских времен. А это предполагает огромные инвестиции в Якутию. Основная часть этой дороги пройдёт по республике. И будут развиваться наши железнодорожники, автодорожники. Что такое эти пять мостов, их общая стоимость сравнима с ресурсами, которые вкладываются в Ленский мост.

То есть через Ленский мост республика притянула ещё дополнительно федеральные инвестиции для строительства других мостов. Строить эти объекты будет республиканская государственная федеральная компания Упрдор «Вилюй». Что такое строительство? Это и рабочие места, и огромные инвестиции. Потому Андрей Федотов уверен, что автодорожная отрасль в республике будет интенсивно развиваться.

Кроме того, есть национальный проект «Безопасные и качественные дороги». По региональным дорогам и федеральным дорогам «Вилюй», «Колыма», кратно увеличивается количество километров строительства. Видели же, как «Вилюй» активно строится, как «Колыма» сегодня пошла. Будет еще больше. Автодорожники готовы строить до 120-150 км в год.

Айсену Сергеевичу удалось включить Якутск в проект развития агломераций. По первому национальному проекту Якутск не попадал, у нас численности населения не хватало. Айсен Сергеевич настоял на том, что для Дальнего Востока и Севера нужны совершенно другие категории расчета. И Якутск попал с его численностью в понятие агломерации.

Какие ещё масштабные преобразования ожидаются в республике?

Вскоре состоится специальное мероприятие по формированию научно-образовательного центра «Север». Сейчас такое время, что наше народное хозяйство не может развиваться без науки. Надо применять новейшие технологии. И уже есть очень хорошие результаты.

Культура в республике неплохо развивается. Кинофестиваль, который будет проведен в марте в Якутске, приобрел всероссийский уровень. Кажется, что там будет очень высокий уровень присутствия гостей из области кинематографии. Республика поднялась по добыче золота – добыли даже больше, чем в советские времена, 36 тонн. Внутренний региональный продукт стал больше триллиона рублей.

Северный морской путь ожил. В лучшее советские времена по нему перевозили около 7 млн тонн. В прошлом году перевезли более 20 млн тонн. Почти незаметная информация. Конечно, это за счет сжиженного газа «Новотэка». Это значит, чтобы Севморпуть действительно ожил, надо обеспечить инфраструктуру. Принято решение провести реновацию в городах-портах Севморпути, куда вошёл Тикси.

Большим событием прошлого года стало еще включение восьми арктических улусов Якутии в арктическую зону РФ. По первому варианту были включены всего пять прибрежных.

Что это даёт? В эти дни появится подписанная стратегия развития арктической зоны РФ и соответствующая государственная программа, которая предусматривает серьёзные преференции, прежде всего, для местного бизнеса. И средний, и небольшой бизнес внесут инвестиции более 10 млн рублей, они станут резидентами большого ТОРа, т.е. всей арктической зоны РФ. Если ранее ТОРы развивались в конкретных местах, таких, как Владивосток, Кангалассы, то сейчас решением правительства РФ вся арктическая зона будет являться единым ТОРом. А это значит, что там будет развиваться экономика. Появятся новые рабочие места, преференции по налогам, поддержка, облегчение в привлечении инвестиций. Эта возможность даст серьёзные возможности для развития.

В заключение постпред отметил: республика сегодня на старте перед большим рывком. Всё для этого есть. «Итоги прошлого года демонстрируют, что решения государством приняты по всем нашим крупнейшим проектам, — сказал Андрей Федотов. — Я ещё не говорю про авиацию – будут реконструированы 16 аэропортов. Впервые за 30 лет! Это значит, что авиация поднимается. Появляются новые возможности для развития самолётно-вертолётного парка. Всё это говорит, что надежд много, что в этот период бурного развития якутянам надо объединиться вокруг этих идей, сплотиться и работать. Объединиться, сплотиться ради великих целей, ради того, чтобы использовать этот исторический шанс, который у нас есть в республике.

Беседовал Владимир СТЕПАНОВ.

Постоянный адрес материала: