20 апреля в МИА Россия сегодня состоялась пресс-конференция заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместителя председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Александра АКИМОВА.
Поводом пресс-конференции послужило
совещание по вопросам развития Арктической зоны России, которое
13 апреля провёл Президент России Владимир Путин.
В рамках мероприятия речь шла об актуальных вопросах комплексного социального-экономического развития арктических территорий России, о мерах по обеспечению охраны окружающей среды и развитию Северного морского пути, а также о реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.
Сенатор отметил, что развитие Арктической зоны является приоритетом государственной политики, и вот буквально вчера на Совете по развитию Арктики, Антарктики и Дальнего Востока говорили о развитии Северного морского пути и актуальных вопросах импортозамещения. И напомнил слова Президента страны Владимира Путина о том, что развитие арктических территорий нельзя ни сдвигать, ни откладывать. Александр Акимов подчеркнул важные задачи, которые стоят на повестке дня. Это: повышение уровня жизни, чтобы прекратить отток населения; развитие экономики на базе северного морского пути: если в советское время северным морским путём перевозили 6,5 млн тонн грузов, то теперь стоит задача до 2025 года довести объём перевозимых грузов до 80 млн тонн, а в последствии и до 200 млн тонн. Речь идёт о том, что Северный морской путь должен стать круглогодичным транспортным коридором. А здесь возникает комплекс задач, начиная с космического мониторинга состояния льдов. Есть и другие задачи, не менее сложные. Это состояние ледокольного флота, создание 8 опорных баз вдоль побережья, развитие инфраструктуры, начиная с морских портов, причалов и так далее.
Северный морской путь также решает вопросы северного завоза, который после перестройки девяностых годов начали перекладывать на плечи регионов, и поэтому стали происходить сбои. А раньше он был централизованным, субсидировался за счёт федерального бюджета.
Владимир Владимирович Путин дал поручение отработать все вопросы и к осенней сессии представить проект закона о северном завозе. Можно надеяться и на то, что с принятием закона появится и отдельная строка в бюджете. Кстати, вопрос северного завоза прозвучал впервые на столь высоком уровне — президента Российской Федерации.
Другим важным вопросом является вопрос транспортной инфраструктуры, которую необходимо развивать, строить Северный широтный ход, прокладывать железную дорогу до Магадана строить автодороги и мосты.
Безусловно, одной из основных является проблема экологии, сбережение легкоранимой природы Арктики.
Среди вопросов, на которые подробно ответил сенатор, были вопросы о конкретных вызовах в связи с глобальным потеплением; международном сотрудничестве в рамках арктического совета; также была проблема оттока населения с арктмческих территорий; будет ли осуществлен Северный завоз до принятия соответствующего закона и другие.