В ходе 514-го заседания Совета Федерации сенаторы обсудили и одобрили закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Документ был внесен сенатором РФ Андреем Клишасом и депутатом Государственной Думы Павлом Крашенинниковым. Закон о публичной власти в регионах принимается в развитие новых положений Конституции. Законопроект проходил обсуждение во всех региональных парламентах. Были представлены соответствующие поправки от субъектов РФ.
До принятия решения сенатор РФ Александр Акимов задал вопрос автору законопроекта о финансовом обеспечении передаваемых полномочий на уровень местного самоуправления, а также о справедливом распределении налогов между регионами и федеральным центром:
—Закон, который мы сегодня обсуждаем, достаточно непростой, сложный закон. Исходя из Конституции, он направлен на улучшение жизни людей на местах, в конце концов, это основной критерий, показатель закона — это должно улучшать жизнь народа. У меня вопрос по муниципальной реформе. Столько лет — мы более 20 лет проводим — но эффекта пока не видно, хотя в комитете мы тоже рассматривали. Вопрос по финансово-экономическому обеспечению, по разграничению полномочий: как они будут дополняться? Второй вопрос связан с налоговыми отчислениями. Сильные субъекты —это сильная Россия, так же? Как говорил Евгений Примаков, налоговые отчисления должны составлять примерно 50/50. Но на сегодняшний день этот соотношение все хуже и хуже. Мы больше видим, что нет стимулов для развития экономики во многих регионах, особенно для горнодобывающих. Это я связываю с разграничением полномочий по недрам и собственности», — сказал Александр АКИМОВ.
Глава комитета Совфеда по госстроительству Андрей КЛИШАС согласился с Александром Акимовым, что во многом имеются не обеспеченные экономически полномочия, отнесенные к органам местного самоуправления. По его словам, муниципалитеты слабо обеспечены финансовыми ресурсами и этот вопрос должны решить в следующем законе по местному самоуправлению.
«Закон о местном самоуправлении — наш следующий шаг, и в ближайшее время он будет внесен», — сказал Андрей Клишас.
«Передаются полномочия по исполнению полномочий органов государственной власти субъектов вместе с соответствующим финансированием. Как обеспечить полномочия, которые закреплены за органами местного самоуправления? Это — предмет совершенно другого закона, который мы в скором обсуждать», — добавил Клишас.
«Гражданам абсолютно все равно, что отнесено к компетенции местного самоуправления, регионального уровня власти или публичной власти. В силу единства публичной власти мы с вами должны решить ту проблему, с которой гражданин сталкивается и приходит к нам за ее решением. В этом смысл этой конституционной новации об единстве публичной власти. Дальше, как мы с вами будем перераспределять полномочия, как мы будем наказывать нерадивых руководителей, потому что губернаторы по данному закону получили право отправлять в отставку руководителей органов местного самоуправления — это вопрос нашей с вами компетенции», — сказал Андрей Клишас,
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что работа над законопроектом является хорошим примером взаимодействия Совета Федерации, Госдумы и регионов.
«Мы услышали регионы. Такого количества поправок я не помню ни по одному закону в последнее время, которые поступили, были обсуждены и очень многие приняты», — подчеркнула Валентина Ивановна.
Сенатор поблагодарила авторов законопроекта, за то, что были услышаны предложения региональной законодательной и исполнительной власти. Председатель верхней палаты Федерального Собрания также сообщила, что она разговаривала с главами регионов и те сообщили, что вполне удовлетворены принятыми поправками.
«Смысл всей этой нашей работы в том, чтобы создать стройную систему публичной власти, которая позволит повысить эффективность управления такой огромной многонациональной страной, федеративным государством, с тем, чтобы власть была ответственна перед людьми и любой гражданин понимал, что и от кого можно спрашивать, кто за что будет отвечать», — подвела черту Валентина Матвиенко.