26 июля на 312-м заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера сенатор РФ Александр АКИМОВ доложил о федеральных законах «О северном завозе» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Закон «О северном завозе» долгожданный, на заседании это подчеркивалось несколько раз. Стоит отметить, что одним из первых вопрос о необходимости его принятия с самого начала своей деятельности в Совете Федерации ставил сенатор Александр Акимов и, будучи председателем Совета по развитию Арктики, Антарктики и Дальнего Востока, он проводил заседания Совета, где рассматривались вопросы северного завоза в труднодоступные районы Крайнего Севера.
Дело сдвинулось, когда президент РФ дал соответствующее поручение, и проект закон был разработан в недрах Минвостокразвития совместно с профильными Комитетами Госдумы и Совета Федерации, регионами и экспертным сообществом.
Обсуждению и принятию закона предшествовала серьезная подготовительная работа. Поправки, представленные регионами, были рассмотрены и законопроект принят на пленарном заседании Государственной Думы 20 июля в третьем чтении.
Особо отметим, что Закон о северном завозе крайне важен для жителей Арктики и Крайнего Севера, куда завоз грузов в виду суровых особенностей климатических условий осуществляется в очень ограниченные сроки. А это 3,4 миллиона тонн грузов и 25 субъектов РФ, где проживает 3 миллиона человек.
Безусловно, для осуществления северного завоза закон разграничит полномочия между федеральными, региональными и местными властями. Так, регионы будут осуществлять планирование, организацию и координацию северного завоза, также субъект наделяется правом устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки на продукцию, реализуемую на территориях северного завоза.
Грузы северного завоза поделят на две категории, и социально значимые продовольственные товары первой категории, в том числе лекарство и топливо, получают приоритет перед иными грузами. Это позволит минимизировать срывы сроков поставки товаров в удалённые труднодоступные пункты.
Предусматривается финансово-экономическая поддержка северного завоза, которая, кроме бюджетных кредитов или субсидий, будет заложена в бюджете следующего года отдельной строкой.
В целях осуществления регулярных перевозок грузов северного завоза между морскими портами создается единый морской оператор — это Росатом.
Также добавим, что законом предусмотривается создание единой системы управления севзавозом (федеральный координатор – Минвостокразвития), цифровой системы мониторинга, введение механизмов регулирования цен на грузоперевозки приоритетных грузов. Появятся дополнительные возможности для ускоренной модернизации транспортной инфраструктуры.
Законопроекты о северном завозе и внесении изменений получили поддержку сенаторов профильного комитета, теперь дело за Советом Федерации: сенатор Акимов сделает доклад на пленарном заседании 28 июля.