Дорогой гость!
Этот раздел посвящён важному этапу в моей жизни – законотворческой деятельности в Совете Федерации, где ключевым направлением была и остаётся Арктика, Крайний Север и Дальний Восток.
Мне было поручено важное и ответственное направление – возглавить Совет по развитию Арктики и Антарктики при Совете Федерации, которым ранее руководили легендарный полярник, Герой СССР и России А.Н.Чилингаров и заместитель Председателя СФ В.А.Штыров.
Почему Арктика? Этот регион, на мой взгляд, в ближайшие годы может стать новой точкой, драйвером экономического роста России. 20% территории России лежит к северу от Полярного круга. Арктика – это не только крупные и уникальные месторождения углеводородов – до 30% мировых запасов, но и 97% российского олова, алмазов и золота, огромные запасы свинца, цинка, серебра и редкоземельных металлов.
При разработке этих недр мы должны учитывать две крупные задачи: первое – сохранить уникальный природный ареал и ландшафт; соблюсти все необходимые меры экологической безопасности; второе – улучшить уровень жизни населения, проживающего в Арктической зоне, особенно, коренной его части.
Мы должны извлечь уроки довольно длительного этапа освоения Арктики в советский период. Этот опыт во многом бесценен. До 90-х годов ХХ века, начиная с 30–50-х, была создана основа для промышленного освоения полезных ископаемых Арктики в крайне неблагоприятных природных и экономических условиях как для людей, так и для техники.
Но этот природный полигон нас многому научил и показал определённые преимущества и экономическую мощь Советского Союза перед ведущими странами-конкурентами в освоении Арктики. Были созданы крупные комплексы – Норильскникель, алмазодобывающий комплекс в г. Мирном, Айхале, Удачном. Была успешно организована золотодобыча по самым современным технологиям того времени. Достойное место в Арктике занял и оборонный комплекс, учитывая большую протяжённость арктической границы.
Особо следует отметить освоение Северного морского пути, научные станции и экспедиции, за деятельностью которых следили все от мала до велика. Даже первоклассники, открывая букварь, видели картинку с атомным ледоколом «Ленин». Технологии советской эпохи на десятилетия опередили время, многие страны до сих пор не могут к ним хоть как-то приблизиться.
Обслуживание СМП, организация экспедиций потребовали развития полярной авиации, специально подготовленных самолётов и мест посадки, в том числе на дрейфующих льдинах. Железные и автомобильные дороги были закольцованы к базам освоения полярных станций. В зоне, примыкающей к арктической, строились и развивались малые города и посёлки, это потребовало новых подходов в градостроительной политике.
Крупные заделы были достигнуты в создании основ материального стимулирования – прошло внедрение районных и северных коэффициентов, для районов Крайнего Севера был законодательно определён досрочный выход на пенсию, оплата проездных до места отдыха и обратно и т.д.
В результате этих мер сложилась базовая инфраструктура для будущего хозяйственного освоения Арктики, а не только присутствия в этом регионе. Произошёл прирост населения и необходимых трудовых ресурсов. Это был первый этап развития Арктической зоны РФ.
Второй этап, увы, стал печальным опытом 1990-2000 годов, когда в результате либерализации экономики и применения методов шоковой терапии была ликвидирована и разрушена прежняя отработанная система развития районов Крайнего Севера.
Была развалена вся транспортная инфраструктура, обрезаны наработанные хозяйственные связи. Легли на бок СМП, малая авиация, аэропорты, ликвидированы посёлки и моногорода, а в результате произошёл отток населения, в итоге оно уменьшилось здесь в два раза.
И наконец, третий этап развития Российской Арктики – современный. Он начался с 2000 года, когда была выработана новая государственная политика в отношении этого стратегически важного региона России, одного из слабозаселённых и транспортно труднодоступных.
Новая Стратегия развития Арктической зоны связана с новыми вызовами геополитики, вопросами национальной безопасности, обороноспособности и освоения шельфовых и других месторождений. Президентом РФ В.В.Путиным поставлена задача довести грузоперевозки по СМП до 80 млн тонн (в советский период на пике было максимум 6-7 млн).
Программа социально-экономического развития Арктических регионов и СМП предусматривает 8 опорных зон. Будет восстановлено госуправление – Госкомиссии и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Есть и проблемы в этой сфере: устарели методики, подходы, не всегда под реализацию поставленных задач есть финансовое обеспечение.
Новая региональная политика предполагает интенсивный и более эффективный путь развития Арктического макрорегионана на основе использования ресурсо- и природосберегающих технологий.
На первый план выходят вопросы экологии и охраны окружающей среды (изменение климата, глобальное потепление, мониторинг всех изменений, исследование течений и полярных льдов).
Северный морской путь становится по значимости в один ряд с Транссибом и БАМом. Восемь опорных баз потребуют не только сохранения и модернизации существующих баз, но и строительство новых.
Экономические преобразования ждут модернизации углеводородного сектора, добычи алмазов, никеля, платины, золота и т.д.
Большое значение придаётся транспортной логистике, которая свяжет и закольцует СМП, СШХ, речной и морской транспорт, сухопутные и железнодорожные артерии, малую и большую авиацию.
Новые экономические механизмы нуждаются в применении новых инструментов – ТОР, ТОСЭР, дальневосточного гектара, налоговых преференций, привлечения инвестиций, частно-государственного партнёрства.
Для населения, постоянно проживающего в Арктической зоне и прилегающих к ним районах, крайне важным представляется развитие и сохранение социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры малочисленных народов Севера, укрепление кадров и системы профобразования. Можно говорить о новой – арктической – модели развития социально-трудовой сферы в рассматриваемых регионах.
В данный раздел будут включены хроники моих рабочих встреч и поездок, аналитические материалы и записки, законодательные акты, научные статьи, библиографический обзор публикаций.
Надеюсь, что представленные материалы окажутся для вас ценной информацией в подготовке новых государственных нормативных и законодательных актов, дипломных и магистерских работ, диссертаций и будут полезны всем тем, кто по-настоящему интересуется и болеет этой темой.
Заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель Совета по Арктике и Антарктике при СФ Федерального Собрания РФ, д.э.н.
А.К.АКИМОВ