Для реализации образовательных целей в Арктической зоне требуется консолидация усилий как федеральных, так и региональных властей.

00:42 01.03.20

Выступление Александра Акимова на Совете по Арктике и Антарктике 28.02.2020

В настоящее время вопросы развития Арктики, Дальнего Востока выходят на первый план и приобретают особое значение.

В Послании Федеральному Собранию 15 января текущего года Президент России В.В. Путин озвучил предложения по совершенствованию демографической политики, в том числе в сфере образования.

В частности, предложено:

— продолжить создание новых мест в яслях,

— обеспечить поэтапный переход до 2023 года на организацию бесплатного здорового горячего питания для учеников начальных классов,

— охватить не менее половины педагогов страны системой профессионального роста,

— модернизировать материальную базу дополнительного образования детей,

— ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, а также в приоритетном порядке передавать бюджетные места в региональные вузы тех территорий, где не хватает врачей, педагогов, инженеров.

Комплекс предложенных мер позволит повысить доступность качественного образования в Арктике, а также более гибко реагировать на потребности рынка труда в этом регионе.

Однако для реализации поставленных целей в Арктической зоне требуется консолидация усилий как федеральных, так и региональных властей.

Потому что до сих пор остро стоят следующие проблемы:

— миграционный отток населения с арктических регионов;

— устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений (много аварийных школ и детских садов);

— отсутствие эффективной системы прогнозной оценки кадровой потребности в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;

— отсутствие единой системы оценки качества программ арктической направленности и методики определения профессий, которые необходимы для работы в арктических регионах;

— недостаточное взаимодействие учебных учреждений с компаниями, которые ведут хозяйственную деятельность на территории Арктики.

Для комплексного решения, в том числе указанных проблем, Минвостокразвития России разрабатываются основополагающие документы, которые предопределяют развитие Арктической зоны на ближайшие 15 лет: Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 года и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

Однако в правовых актах отсутствуют нормы и требования, которые устанавливают специфические условия деятельности образовательных учреждений в Арктической зоне. А к таким особенностям относятся «кочевая школа» и школа-интернат. В Министерстве просвещения РФ с 2019 года создана рабочая группа по выработке предложений по внесению изменений в законодательство РФ в сфере образования в целях закрепления особенностей реализации общеобразовательных программ в кочевых школах.

Круглогодично в Арктике кочуют порядка 20 тысяч тундровиков с семьями. Все образовательные учреждения территориально отдалены от традиционных мест проживания.

История создания «кочевых школ» начинается с 20-30-х годов 20 века. Затем на долгое время они прекратили свою деятельность, но в начале 90-х годов начали открываться снова.

В 2016 году в Организации Объединенных Наций был презентован проект Ямало-Ненецкого автономного округа «Кочевая школа», реализуемый в регионе с 2012 года. Ямал стал пилотным регионом по внедрению подобной формы обучения. На его территории в местах кочевий образование предоставляют 22 образовательных организации: 17 кочевых детских садов и 5 школ. «Кочевым образованием» охвачено свыше двухсот детей кочевников.

Ямал стал пилотным регионом и в другом проекте – «Дети Арктики. Дошкольное образование». С 30 марта 2017 года началась реализация также проекта «Одарённые дети. Таланты Арктики». Инициатива разработки проекта принадлежит Федеральному агентству по делам национальностей и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

И другие регионы имеют лучшие практики, которыми следует руководствоваться.

Так, в Республике Саха (Якутия) реализуется комплексное направление «Арктическое образование», задача которого создание эффективной образовательной системы.

В Мурманской области при активном содействии Морской арктической геологоразведочной экспедиции (генеральный директор член нашего Совета Геннадий Семенович Казанин) реализуется областной образовательный проект «Юный полярник».

Также в регионе создан региональный портал «Живи! Учись! Работай в Арктике», который содержит рекомендации по выбору профессии молодёжью.

Для привлечения и закрепления педагогических кадров, в том числе на удаленных территориях, с текущего года начала действовать программа «Земский учитель».

Полагаю целесообразным разработать аналогичную программу «Арктический учитель» для педагогов Арктической зоны.

Новые возможности по обеспечению доступности и высокого качества образования, в том числе дополнительного, открывают новые цифровые технологии.

К 2021 году в рамках национального проекта «Образование» все без исключения школы страны должны быть подключены к бесплатному Интернету. Вопрос был рассмотрен на заседании Совета по Арктике и Антарктике в 2019 году.

Это даст возможность всем школам арктических регионов, шире использовать возможности онлайн-образования, а учителям дистанционно повышать свою квалификацию, а также решить вопрос с дефицитом кадров в отдаленных районах.

В настоящее время в России запущен механизм создания научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) в регионах для объединения в единую цепь вопросов подготовки кадров, научных исследований, внедрения результатов в реальный сектор экономики.

В ближайшие три года должны быть созданы не менее 15 НОЦов. Что касается Арктики, то НОЦ Российская Арктика создан в феврале 2019 года на базе «Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова» (ректор Кудряшова Елена Владимировна).

Уважаемые участники заседания, в этом зале собрались представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти арктических регионов Российской Федерации, ученые и эксперты. Я призываю всех к активному диалогу по обсуждаемой проблематике, так как здесь собрались все неравнодушные люди, болеющие душою и сердцем.

По итогам сегодняшней совместной работы будет принято решение, которое будет дорабатано в течение двух недель с учётом высказанных сегодня замечаний и предложений.

Постоянный адрес материала: