5 февраля в рамках региональной недели по приглашению Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Александра Ким-Кимэна заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов принял участие в работе Научно-консультативного совета при Конституционном суде Республики Саха (Якутия). Тема весьма свежа и актуальна: это обсуждение проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
В работе совета активно участвовали первый председатель Конституционного суда РС (Я) Дмитрий Миронов; народный депутат Верховного совета СССР, почетный гражданин Республики Саха (Якутия) Климент Иванов, почётный судья РФ Василий Васильев и другие.
С интересным и обстоятельным докладом на Совете выступила кандидат юридических наук Альбина Степанова: как очень внимательный конституционист она подробно разобрала новые конституционные поправки и высказала свои принципиальные соображения на их счёт. В частности, её вопросы касались нового органа, вводимого президентом — Госсовета: что это за структура и не преувеличена ли на самом деле её роль тогда, когда функция определять основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации — это и есть функция главы государства.
Также докладчик высказалась по вопросам местного самоуправления, по сокращению числа судей Конституционного суда РФ, по изменению сроков президентства, выборам высшего должностного лица и другим. Кроме того, у Альбины Афанасьевны возникли вопросы относительно механизма формирования правительства: здесь, по её мнению, отсутствует логика конституционного строительства. Например, представление кандидатуры осуществляет президент, но непонятно, где он эту кандидатуру берёт: на основе выборов или каким-то другим путём.
Также у докладчицы возникли сомнения в необходимости изменения наименования должности члена Совета Федерации и определении их сенаторами. «Мы их называем так, потому что "член Совета Федерации" — довольно длинное название, — сказала Альбина Афанасьевна, — но в чём необходимость латинизировать институциональный текст? Понятие "сенатор" — это красивое слово, но оно не приумножает и не привносит никакого смысла».
Климент Иванов в своём выступлении напомнил о Конституции 1993 года, и о том, что нужно обратить более пристальное внимание на некоторые её статьи, в частности, касающуюся недр страны.
О том, что преобразование Конституции — вопрос назревший и о том, что Конституционный суд РФ выступает за внесение в неё точечных поправок, говорил Дмитрий Миронов. Но можно ли рассматривать президентские поправки как точечные, или они уже выходят за эти пределы? По мнению Миронова, конституционалисты ещё будут рассуждать по этому поводу и единомыслия тут быть не может. «Наша задача, — заявил Дмитрий Николаевич, — взять правовой барьер, понять смысл, цель и логические последствия этих поправок».
«Обсуждение поправок неизбежно, — подытожил в своем слове сенатор Александр Акимов, — и я благодарен вам за то, что вы меня сегодня пригласили, и я мог выслушать ваше мнение. Должен сказать, что и депутаты Госдумы, и члены Совета Федерации в какой-то степени были готовы к тому, что у президента России Владимира Путина будут серьёзные предложения, и я видел на них реакцию зала, и конечно, это было историческое послание. У нас в республике серьёзные специалисты по Конституции РФ, и Государственное собрание Ил Тумэн к этому очень серьёзно относится. Так насколько было необходимо на нынешнем этапе развития Российской Федерации вносить поправки в Конституцию? Вопрос здесь ставится абсолютно верно: мы всё-таки в федеративном государстве живём. На мой взгляд, предпосылки и внешние, и внутренние созрели, объективная закономерность во внесении поправок есть. Не в реформировании фундаментальных основ, а определённых поправках! Мы все это понимаем. Однако от субъектов сегодня появляется очень много предложений, а срок переосмыслить Конституцию у нас небольшой. Мы в Совете Федерации этот вопрос обсуждали, сроки передвинули. А вот о том, как пройдёт народное голосование, каков будет механизм, рабочая группа должна определить в ближайшее время. Сейчас субъекты РФ должны будут внести свои предложения и замечания, — все эти предложения мы учтем.
Конечно, у нас есть определённые тревоги по субъектам: по разграничению полномочий и другим. Значит, нам необходимо высказывать свою принципиальную позицию, потому что ко мнению регионов у нас всегда прислушивались. Разумный конструктивный подход в Российской Федерации сегодня преобладает.
Ну а насчёт сомнений относительно консультации по утверждению в совете Федерации прокуроров и руководителей других силовых структур, могу сказать следующее. У Совета Федерации сегодня есть такие полномочия, механизм разработан. Это, на мой взгляд, в какой-то степени повышение ответственности. Убеждён в том, что наделение Госдумы и Совета Федерации частью президентских полномочий приведёт к большей ответственности, а это разумный и абсолютно справедливый подход главы государства».
В конце своей речи сенатор рекомендовал подготовить предложения по поправкам к Конституции РФ, если они есть, и пообещал довести их до рабочей группы и высшего руководства.