Посеянные много лет назад идеи дают всходы

19:49 04.08.20

В МИА Россия сегодня накануне Международного дня коренных малочисленных народовпрошёл брифинг

9 августа традиционно отмечается Международный день коренных народов мира. В рамках мероприятия в МИА Россия прошёл брифинг, на котором речь шла о жизни коренных народов Севера, социально-экономическом развитии российской Арктики, взаимодействии власти и общества в освоении полярного региона, а также о межнациональном согласии как ресурсе консолидации российского общества.

По времени — всего час, но поговорить успели о многом.

Председатель совета по Арктике и Антарктике сенатор Александр Акимов сразу отметил: пока в мире идут жестокие войны против стран и народов, в самой России принимаются законы для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Арктических регионов, ставятся вопросы сбережения языка, традиций, культур и главное, хозяйствования на родной земле. И такую политику, кстати, Россия вела всегда. Сенатор даже вспомнил философа Ивана Ильина, которому сегодня наши зарубежные оппоненты иной раз приписывают нападки на Россию, но как раз именно он говорил о ней как об единственной империи, сохранившей в себе столько языков, сколько она приняла.

«Императорская Россия никогда не денационализировала свои малые народы, в отличие хотя бы от германцев в Западной Европе», — писал Ильин в своем труде «Что сулит миру расчленение России».

«Мы обращаем внимание на качество жизни коренных народов. Можно, например, вспомнить развернувшуюся недавно дискуссию по языкам, когда мы принимали закон “Об образовании", но получилось как раз наоборот: эта дискуссия дала определённый импульс для развития языков этих народов, — сказал Александр Акимов. — Сегодня Россия насчитывает четыре десятка таких народов и всего 250 тысяч человек. На Совете по Арктике и Антарктике мы часто рассматриваем вопросы КМНС. Кроме того, сейчас, в условиях рыночных отношений, когда вводятся такие рыночные законы, как, скажем, Лесной, Водный Кодексы, когда нарушается традиционный уклад жизни коренных народов, возникают разного рода проблемы. Я бы связал проблемы социально-экономического развития КМНС, уклада жизни, занятости населения воедино. Эти народы традиционно занимались оленеводством, рыболовством, охотой, у них очень богатая культура, этим можно бы было гордиться. Но в связи с переходом на рыночные отношения, особенно, в девяностые годы, встали вопросы о традиционной форме хозяйствования КМНС — как не нарушить веками устоявшийся уклад жизни.

С началом промышленного освоения пострадали многие поселения, города, где проживали коренные народы. Это — не только их проблема, но и в целом по Российской Федерации. Люди стали массово покидать насиженные места на Дальнем Востоке, в Арктике. Поэтому глава государства Владимир Путин обратил на это пристальное внимание, и эти вопросы стали подробно решать на уровне правительства, Госсовета — и создание территорий природопользования, и развитие оленеводства, а параллельно стали выскакивать проблемы пенсий, социальных выплат. И я хочу сказать, в основном, мы их решаем неплохо. Об этом свидетельствуют и последние принятые основополагающие документы, в частности, Основы развития Арктической зоны до 2035 года», куда были внесены проблемы коренных малочисленных народов Арктики.

Кстати, сенатор Александр Акимов упомянул президента ещё раз, когда повторил его фразу о том, что теперь Россия будет прирастать Арктикой. Это, кстати, говорит о многом. И в первую очередь, о намерении всерьёз заняться Арктической зоной и поднять уровень жизни населения.

«Конечно, не всё у нас пока гладко: чем дальше вглубь, тем больше видится проблем, которые нужно решать, — говорит Акимов. — Впереди у нас в 2021 году — председательство в Арктическом Совете, куда входит восемь крупных государств, включая Америку и Канаду, где мы рассмотрим самые злободневные вопросы этой обширной территории».

Замминистра Минрегионвостока Александр Крутиков подтвердил слова сенатора. Мало того, его ведомство вместе с МИД России уже работает над программой Арктического Совета, в которой проблематика КМНС будет выделена в отдельный блок. Даже запланирован саммит: «Мы хотим показать достижения, их много, не будем скрывать проблем. И это также хорошая возможность обменяться практиками. Кроме того, мы будем там предлагать новую программу сотрудничества в Арктике с точки зрения стимулирования хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера», — сказал Александр Викторович.

Он подчеркнул, что из пяти целей, утверждённых главой государства Владимиром Путиным 5 марта 2020 года Основ, две — напрямую касаются КМНС.

Сегодня, по словам замминистра, государством обозначены семь приоритетов:

1. Доступное медицинское обеспечение и образование;

2. Жильё;

3. Занятость и самозанятость;

4. Традиционное ведение хозяйственной деятельности, а всего этих видов тринадцать (это же не только оленеводство и рыболовство); доступ к природным ресурсам;

5. Участие КМНС в вопросах промышленной деятельности;

6. Рациональное природопользование;

7. Развитие приграничного сотрудничества с родственными народами.

И вот теперь уже завершается работа над Стратегией развития АЗ до 2035 года, над новой государственной программой, и в этих документах разработаны конкретные механизмы реализации этих приоритетов. Вот ключевые:

— В ближайшее время будет создан общественный совет АЗ (для общественного контроля над осуществляемыми проектами в Арктике с позиций КМНС).

— Министерством готовится программа государственной поддержки хозяйственной деятельности, которая помогала бы КМНС развивать эту свою деятельность. Ну, например, с точки зрения переработки, экспорта продукции, развития туризма и т.д.

— В этом году будет подготовлен стандарт ответственности бизнеса перед КМНС: набор рекомендаций, как бизнесу взаимодействовать с коренными малочисленными народами и помогать им.

— Совершенствование законодательства в сфере образования для коренных малочисленных народов Севера. («Я считаю лучшей формой кочевое образование», — подчеркнул Крутиков).

— Дети Арктики. Министерство включило эту программу. И здесь в том числе подразумевается издание серии учебников по пятнадцати языкам коренных малочисленных народов в том количестве, которое требуется для обучения детей.

— Пока только начинается работа по доступу коренных малочисленных народов Севера к земельным участкам и осуществлению рыболовства — эти вопросы в этой сфере копились годами. Запускается программа выдачи земельных участков, но законодательство в этих вопросах несовершенно.

— Обеспечение коренных малочисленных народов севера мобильными источниками энергоснабжения и средствами связи.

Кстати, Александр Крутиков считает, что культурное наследство коренных малочисленных народов — это уникальный пласт, представляющий собой огромную культурную и историческую ценность, и действительно, такого больше нет нигде в мире, но мы его не до конца используем. Возможно, какая-то его часть и будет продемонстрирована на планируемом саммите.

Во время брифинга в студию поступил звонок об опыте ЯМАЛа: не планируется ли его распространять для решения проблем КМНС. «Я считаю, что опыт ЯМАЛА — лучший. Там очень много средств вкладывает правительство региона, но и многое делается нефинансового характера. В том числе успешный опыт кочевого образования. И у Якутии, кстати, тоже. Нам точно надо этот опыт популяризировать и развивать», — ответил Александр Крутиков, и его слова поддержал сенатор.

«Мы благодарны Министерству Дальнего Востока, — сказала председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС (Я) Елена Голомарёва, которая специально прилетела из Оленька в Якутск, чтобы принять участие в брифинге. — За разработанные и принятые документы, где, благодаря участию субъектов Арктической зоны, появился целый раздел в отношении коренных малочисленных народов Севера. Именно участие субъектов КМНС при принятии очень важного для нас закона дало нам сегодня возможность говорить и о недропользователях и ответственности бизнеса. Вскоре появится и программа поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов, в обсуждении которой также принимали участие все субъекты Арктической зоны. Поэтому документы, которые будут подписаны президентом страны Владимиром Путиным, станут очень близки тем, к которым эти законы относятся в первую очередь. Закон — это ведь правило жизни на долгие годы, и он должен развивать эти территории, дать возможность людям чувствовать себя на этих территориях хозяевами. Тысячелетиями люди вели своё хозяйство: рыболовство, охоту, оленеводство, и очень хотелось бы, чтобы ничто не мешало традиционному образу жизни.

Но, кстати, совсем необязательно все должны становиться оленеводами. Есть очень талантливые люди, которые хотят идти, например, в науку. А ныне мы из всех арктических районов подобрали выпускников, которые хотят быть лётчиками. Но самое главное — чтобы первозданная неповторимая природа Арктики была сохранена.

Мы смогли образовать территории природопользования местного значения. На этих территориях люди себя чувствуют хозяевами, хотя по статусу земли и являются федеральными. Но Конституция даёт нам право сохранить исконную среду обитания, то, о чём мы сейчас говорим, и что мы не должны ни в коем случае потерять: это охота, рыболовство и многое другое.

Про участие недропользователей. Как пример мы можем говорить об АЛРОСА, благодаря которой раньше появлялось благоустройство, были подготовлены высоко квалифицированные специалисты из местного населения и мы гордились ими, а сейчас, за последнее двадцатилетие, мы не можем назвать ни одного нового имени. А то поколение уже ушло на пенсию. На это тоже нужно обратить внимание.

Территория недропользователей Республики Саха Якутия — это кладовая солнца, вся таблица Менделеева, и мы не против производства. А вот то, что Министерство развития Дальнего Востока готовит очень важный для нас документ — стандарт отношения недропользователей и коренных малочисленных народов, это совершенно новое направление работы, и мы надеемся, оно будет очень интересно. Самое главное, мы должны объединять усилия. Например, было тридцать тысяч оленей — стало пятьдесят. Сохранить то, что было, улучшить и преумножить. В этом состоит суть нашей работы. Я надеюсь, что будущее Арктики будет светлое, позитивное».

Александр Акимов отметил, что коренные малочисленные народные сами очень активно работают в этом направлении в парламенте. Они внесли целый пакет инициатив, которые рассматривала Госдума и Совет Федерации, в части государственной поддержки предпринимательства в арктической зоне внесено более 10 поправок в закон, касающихся КМНС. И отдельно разрабатывается программа социально-экономического развития коренных малочисленных народов севера. И программа «Дети Арктики», которую активно подержала Валентина Ивановна Матвиенко.

Виктор Губарев, давний сторонник позиции коренных малочисленных народов Севера, также присоединился к участникам брифинга, чтобы высказать свою позицию: «В 90-е годы было принято 300 законопроектов, в том числе и по недропльзователям и по закону двух ключей, но сегодня об этом забыто. Мы говорим о защите прав КМНС. Но это неправильно! Сотни лет назад в суровых условиях Севера эти люди не просто выживали. Они обживали эти территории, хозяйствали, создавая целые, уникальные в своём роде, цивилизации. Нам пора от защиты их прав переходить к вопросам устойчивого развития, но очень много проблем, которые без государственного протекционизма не решить. Нужно снять все надуманные ограничения в вопросах хозяйствования. Очень многие, кто исконно занимался рыболовством, не смогли защитить свои участки, потеряли свое право на них и сегодня работают на кого-то.

А что касается недропользования, нужен закон об экологической экспертизе территории, где проживают КМНС. Прежде чем начинать промышленное освоение природных ресурсов, должно быть научное обоснование этих работ — эффект от них и компенсация, а сегодня на федеральном уровне у нас нет пока такого закона. И ещё одно: если не решим в ближайшее время вопрос о транспортной доступности арктических районов, то многим передвигаться уже не будет никакой возможности. Должны предусмотреть субсидии, и решить вопросы малой авиации».

Александр Акимов полностью согласен с коллегой — в лишении жителей Арктических регионов транспортной доступности кроется откровенное нарушение прав граждан. Люди хотят ехать отдыхать, лечится, получать образование или к своим родным, но сегодня они в этом ограничены: самолёты Ан-2, Ан-24 изношены, морально устарели. «Мы этот вопрос по арктической авиации рассмотрели недавно на Совете по Арктике и Антарктике с участием Минпрома, Минтранса Агентства воздушных сообщений и раскритиковали работу Мантурова, Нерадько, признали её неудовлетворительной и запустили в адрес руководства страны письмо о необходимости развития полярной авиации, о том, что вопрос этот немедленно надо решать. Поручение президента страны этими структурами сегодня не выполняется хотя они могли бы за эти годы его решить», — заключил сенатор.

От имени Госсобрания РС(Я) Ил Тумэн была принесена благодарность Александру Пилясову, учёному, члену Совета по Арктике и Антарктике — за большой вклад в развитие региона и поиск талантливой молодёжи.

Выступая, Александр Пилясов сделал экскурс в девяностые годы: «"Большие судьбы малых народов" — такая статья появилась в 1988 году в журнале "Коммунист". Это была первая честная публикаций по проблематике коренных малочисленных народов. Более 30 лет назад мы стали говорить о КМНС, именно тогда страна и узнала о них, об их проблемах. Мы в Госкомсевера работали плечом к плечу с Ассоциацией КМНС, которая рождалась тогда, в начале девяностых, и наши ожидания были выше реальности, и мы обсуждали вопросы самозанятости, самоуправления, продовольственной и энергетической независимости — принимать ответственность за свою жизнь на себя. И это было удивительное время, когда рождались национальные лидеры. И мне очень приятно, что те идеи, которые возникали тогда, подхватываются сейчас. Занятость — это ведь и самоуважение, и доход, и сегодня я бы поднял тему национального предпринимательства. Государство, на мой взгляд, должно понимать проблему занятости коренных народов гораздо шире традиционных отраслей. Она должна осуществляться в том числе и в производственном секторе, и добыче драгоценных камней, и многом другом. И идея о том, родовая община должна быть признана резидентом, мне представляется абсолютно справедливой. Новаторство и традиционные отрасли хозяйствования — вот о чем мы должны сегодня говорить, — о неотрадиционализме, гармонии нового и традиционного. И ещё одна проблема, которая пока не получила распространения — проблема жилья. Много лет назад мы в одно десятилетие решили эти вопросы, но время прошло, сегодня этим домам уже 70 лет, они обветшали, и теперь в национальных сёлах нужно снова решать те же проблемы — залпово, с привлечением самих коренных народов. Ну и должна быть финансовая помощь не ради поддержания штанов, а как признание того, что они первопоселенцы на этой земле, что у них есть с ней кровная связь. Мне представляется, что эта эмоциональная окрашенность финансовой помощи очень важна для этих народов. Все проблемы, касающиеся людей, конечно, всегда очень трудные. Самое главное, что люди, которые о них говорят, реально заинтересованы в их решении, и это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом».

Вообще, об оптимизме на брифинге звучало не раз. Об этом позволяют говорить новые документы по развитию Арктической зоны, которые вызревали в недрах Минрегионразвития совместно с участием КМНС и были одобрены Советом Федерации.

— Мы должны учиться у коренных малочисленных народов многому. А главное, тому, как жить в гармонии с природой, их способности её хранить— заключил Александр Акимов.

Постоянный адрес материала: