России надо идти своим путем

12:25 22.03.22

Сенатор РФ Александр АКИМОВ рассказал, как изменится политика России в условиях санкций в отношении развития Арктики, Дальнего Востока

Насколько изменится политика России в условиях санкций в отношении развития Арктики, Дальнего Востока?

— Я уже говорил, и ещё раз скажу, Арктика — это будущее России. Почему я так говорю? Да потому, что здесь заложена вся таблица Менделеева: нефть и газ, алмазы и золото, уголь и многое другое. Так что Арктике, Дальнему Востоку принадлежит исключительная роль развития экономики страны. Поэтому именно эти регионы надо развивать в первую очередь. И, конечно, Северный морской путь. Мы уже давно об этом говорим. Эти отрасли нельзя ни в коем случае сокращать, тем более, горнодобывающую, чтобы нам не пришлось что-то приобретать за границей. Я убеждён, что необходимо развивать своё производство, металлообработку, увеличить алмазо- и золотодобычу, и в этом смысле нужно снова обратить внимание на Крайний Север, в частности, на Магадан и Республику Саха (Якутия).

В целом, необходима структурная перестройка экономики всей финансово-кредитной системы, льготное кредитование малого и среднего бизнеса — этот сектор нуждается в особом внимании.

Необходимо обеспечить транспортную доступность путём развития полярной, малой авиации, побыстрее выводить отечественные самолеты.

Вопросами развития Арктики и Антарктики в Совете федерации занимается соответствующий Совет по развитию Арктики, Антарктики и Дальнего Востока под руководством заместителя председателя Совета Федерации Галины Кареловой. Так вот мы постоянно проводили заседания Совета по самым актуальным вопросам, в том числе и по малой, полярной авиации. Уже лет десять ведём эту работу совместно с Ассоциацией полярников. Теперь, наконец, многие начали понимать, что нужно поднимать отечественное самолётостроение. Это должна быть, во-первых, реконструкция аэропортов, а во-вторых, создание собственных отечественных самолётов малой авиации взамен Ан-2, Ан-24 и других. К сожалению, эти вопросы своевременно не были решены. И когда был издан указ Президента страны Владимира Путина о дальневосточной компании, которая летала бы на отечественных самолётах, даже здесь оказалось не всё так просто. Авиакомпания «Якутия», старейшая на Дальнем Востоке, первой же закупила «Суперджет», притом задолго до этого решения президента. Только на деле все комплектующие «Суперджет» — импортные. Давно же можно было делать свои. Есть же у нас Иркутский авиационный завод — легенда отечественного авиастроения, который производит военные самолёты от КБ «Сухой»; есть специалисты-двигателестроители, именитые конструкторы и технологи, учёные; есть проектно-конструкторское бюро имени С.В. Ильюшина, одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. А по самолётам для малой авиации мы, к сожалению, запоздали.

— Станет ли Севморпуть в условиях санкций безальтернативным транспортным коридором, как Вы думаете?

— Поэтому в новых условиях транспортной блокады становится важен Северный морской путь как практически безальтернативный транспортный коридор, тем более в условиях экономических санкций. Сейчас у нас есть Закон по Севморпути, строятся ледоколы, из космоса мониторят состояние льдов и окружающей среды, и в международном плане можно спокойно работать. Северный морской путь обеспечит безопасный транзит грузов.

Тут же стоит вопрос северного завоза. Напомню, в Жатае, строится судоверфь, и в скором времени, надеюсь, на воду будут спущены новые суда — надо будет воспользоваться этим, чтобы возить грузы и по северным рекам, развивать речные перевозки по Яне, Индигирке, Колыме. Там же люди живут!

Я считаю, нужно заниматься строительством северного широтного хода, который свяжет материк и Северный морской путь: строительство дорог не зависит от импортозамещения. Мы будем строить дороги, мосты, никто нам в этом не помешает! БАМ и Транссиб сейчас уже не справляются с возросшей на них перевозкой грузов, поэтому надо строить дороги и мосты на Магадан и выходить к морю— Какие меры предпринимает государство, чтобы поддержать своих граждан в новых условиях?

— Государство сейчас делает многое, чтобы смягчить кризисный удар по людям, вы это видите. Нужно готовиться надо к тому, что санкции — это надолго, не на один год. Надо научиться с этим жить. Я убеждён, что эти условия должны послужить стимулом для развития отечественного производства, и уверен, что это возможно. Президент об этом чётко сказал.

Сейчас Советом федерации одобрен пакет законов, которые были подготовлены правительством. Правительство оперативно готовит третий пакет антикризисных мер на фоне введённых против России санкции.

Да, конечно, сегодня в каком-то смысле потребуется экономия средств. Но социальный пакет, принятый ранее, ни в коем случае не девальвируется, не сокращается, он остаётся в силе. Тут никаких вопросов быть не может.

— Сможет ли Россия себя прокормить в условиях санкци

— Что касается того, накормим ли мы себя в условиях санкций, конечно, спокойно можем накормить. Россия в последнее время является крупнейшим экспортёром зерна. Санкции в какой-то степени должны подтолкнуть развитие сельского хозяйства. В частности, по Якутии. Надо заниматься сельским хозяйством. Все условия созданы: электричество есть, газ есть, дороги строятся.

Я вообще сторонник отечественного производства, потому что у нас на Севере — экологически чистые продукты. Мясо, молоко, рыба — уже одним этим мы полностью можем себя прокормить, население-то у нас не такое большое, всем хватит. Выращиваем огурцы и помидоры, даже арбузы и виноград научились выращивать, а картошку, капусту почему-то стали покупать привозную, китайскую. Зачем нам чужое? У нас лучшая картошка была — своя! С точки зрения продовольственной безопасности мы должны всегда об этом думать и серьезно этим заниматься.

К сожалению, в отдельных районах почти вдвое сокращено поголовье крупного рогатого скота, оленей, хорошо хоть по лошадям такого сокращения нет. Но увеличить объёмы можно, надо только простимулировать эти отрасли. Я всегда говорил о развитии оленеводства, о собственной переработке, о поддержке традиционных отраслей хозяйства. Есть своя птицефабрика, свой свинокомплекс, свой конезавод и жеребятина, хлебо- и молокозаводы, прекрасная продукция ФАПК «Якутия» и других. Усилим работу в этом направлении — будем живы-здоровы. На Севере на бургерах и макдональдсах не проживёшь, пепси-колой здоровье не поправишь. Пейте морс и Иван-чай — пользы будет больше. Удорожание продукции, на мой взгляд, происходит необоснованно. Правительство должно взять ценообразование под свой контроль и не допускать колоссального повышения цен.

— Как, на ваш взгляд, нужно решить так называемый собачий вопрос?

— На Севере не санкции страшны, а волки и медведи, которые нападают на табуны лошадей и оленей. В советское время, да и раньше, этого не допускали, голодных волков и бешеных собак у нас отстреливали — на это специально выделялись средства. А теперь уже и собаки стали нападать на людей, на поселения. Это что такое?! Что, у нас опыта нет, разве сами не знаем, какие меры предпринимать? Почему этот вопрос мы должны решать на федеральном уровне? Я думаю, его надо отдать муниципалитетам и регионам — на месте, наверное, лучше разберутся, что с этим делать.

​— Над какими законопроектами вы работаете совместно с Ил Тумэном?

— С Госсобранием РС(Я) (Ил Тумэн) мы всегда работаем очень плотно, и с каждым комитетом в отдельности. Они у себя рассматривают вопросы, потом направляют нам в Совет Федерации. Мы делаем и выездные заседания, и очень активно председатели комитетов участвуют в заседаниях Совета Федерации. В числе наиболее актуальных и острых — вопросы по лесным пожарам и по лесному хозяйству в целом, по которым мы вплотную работаем с председателем постоянного комитета парламента по государственному строительству и местному самоуправлению Владимиром Михайловичем Прокопьевым и с председателем постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Сахамином Милановичем Афанасьевым.

Вопросы по коренным малочисленным народам Севера мы отрабатываем с председателем профильного комитета Еленой Христофоровной Голомарёвой. ​ Вопросы образования, науки, кочевых школам, программы «Дети Арктики» — с председателем постоянного комитета ГС (Ил Тумэн) РС (Я) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосией Васильевной Габышевой, — это же всё выработала республика. Так же и по арктической экологической доктрине, по малой авиации и так далее. Как член Трёхсторонней комиссии, на заседаниях я постоянно ставлю вопросы, одни из последних ​ — по бюджету, субсидированию межрегиональных и внутренних авиаперевозок, по «Детям Арктики». Сейчас совместно с Ил Тумэном мы готовим проекты законов к Дням республики в связи со столетием образования ЯАССР, которые пройдут в Совете Федерации в декабре этого года. Айсен Сергеевич Николаев и Алексей Ильич Еремеев на встрече с Валентиной Ивановной Матвиенко обсудили все вопросы и нашли понимание и поддержку, так что в данный момент по ним идёт подготовка.

— Что вы думаете о реформе местного самоуправления?

— Жизнь меняется и, конечно, в связи с рядом поправок в Конституцию назрела необходимость реформы местного самоуправления. Но мне представляется, что республика должна больше полномочий брать на себя. Нам ни в коем случае нельзя основываться на принципах европейских хартий о местном самоуправлении без учёта местных условий, тем более специфики Севера, Дальнего Востока, нашей удалённости от центра. В таких крупных промышленных городах, как Мирный, Нерюнгри это вполне реально, а сельские районы имеют свою специфику. У нас же есть такие национальные образования, как Анабарский, Оленёкский, Эвено-Бытантайский, Колымская группа улусов, где живут небольшими поселениями. Они и должны там жить, развивать свои традиционные способы хозяйствования, и мы должны сохранить все наши населённые пункты и специфику отдалённых северных районов, иначе непонятно, для чего мы все это принимаем. Я считаю, что на Севере нужен переходный этап, а иначе малые поселения просто закроются. Власть народа всё-таки должна быть, должны быть и выборы, и местное самоуправление, и эту политику надо проводить очень продуманно. Я считаю, что регионы должны сами определять административно-территориальное границы внутри своей территории на основе федерального законодательства.

У России должен быть свой путь социально-исторического развития. Наши либералы пытались копировать западный путь и привить нам западные ценности — к чему они привели страну со своей псевдорыночной экономикой?

Происходит переосмысление судьбы новой России, переформатирование экономики. Нам нужен свой собственный путь, независимый от наших зарубежных «друзей». И рассчитывать нужно только на свои силы. А они у нас есть.

Постоянный адрес материала:

События