Российской Арктике необходимы достойные условия для жизнедеятельности россиян

22:22 25.02.20

О возможностях использования в арктических территориях России опыта разработки программ повышения уровня и качества жизни населения в Республике Саха (Якутия)

Вячеслав БОБКОВ

заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.э.н., профессор, генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни (1991-2017 гг.), заведующий лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально–экономических проблем народонаселения РАН (2017 г. – н.вр.)

Мне довелось на протяжении примерно 15 лет (с небольшими перерывами) участвовать в научном обосновании развития Республики Саха (Якутия). Этот северный регион нашей страны в значительной части является арктическим. В нем из 36 улусов 13 относятся к Северной (Арктической) группе.

Содружество научно–исследовательского Всероссийского центра уровня жизни (Москва) и руководства Республики Саха (Якутия) привело к разработке и реализации в республике первой в Российской Федерации научно обоснованной программы стабилизации и повышения жизненного уровня населения Республики Саха (Якутия) (1997-2002 гг). Программа разрабатывалась по инициативе первого Президента республики Николаева Михаила Ефимовича. От республиканских органов власти ее разработку координировал министр труда Акимов Александр Константинович.

Стратегическими целями первой программы являлись: обеспечение роста благосостояния, реальное повышение уровня жизни всех граждан республики; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентноспособности рабочей силы на основе структурной перестройки экономики и создания новых производств; государственная поддержка семьи - долговременной основы стабильности общества, обеспечение ее конституционных прав в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры и жилища; стабилизация демографического развития, снижение смертности населения, особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте; существенное улучшение социальной инфраструктуры; формирование демократического механизма постоянного, продуктивного диалога власти и общества, направленного на участие всех граждан республики в обеспечении роста благосостояния, реализацию творческого потенциала каждого человека.

Первая программа включала в себя определение ее предпосылок (особенностей того периода развития республики). Были намечены цели, задачи и приоритеты программы. На их основе были определены важнейшие направления стабилизации и повышения уровня жизни населения: стимулирование трудовой активности и повышение оплаты труда; обеспечение эффективной занятости и рационального использования трудовых ресурсов; развитие предпринимательства; преодоление неоправданной дифференциации доходов и снижение малообеспеченности; пенсионное обеспечение; развитие системы страховых выплат и услуг; формирование системы социальных минимальных стандартов; повышение уровня потребления; совершенствование системы социальных льгот и выплат; социальная поддержка семьи, женщин и детей; стабилизация и повышение уровня жизни сельского населения и малочисленных народов Севера; социальная защита нетрудоспособных и социально-уязвимых групп населения; стабилизация и развитие демографической ситуации; здоровье населения, медицинское обслуживание и экологическая безопасность, образование, наука и культура; рост обеспеченности жильем.

Программа была обеспечена финансами и ресурсами. Определены механизм ее реализации и нормативно-законодательное обеспечение. Во многом благодаря этой комплексной программе республика преодолела сложный период 90-х годов и вышла на траекторию устойчивого развития.

Вторая программа: «Повышение качества и уровня жизни населения республики Саха (Якутия) (2015-20130гг) разрабатывалась во Всероссийском центре уровня жизни с привлечением других институтов совместно с Правительством республики в 2013-2014 гг. и была рассчитана на реализацию в период 2015-2030 гг. Распоряжение о ее разработке подписал глава республики Саха (Якутия) Борисов Егор Афанасьевич. В Москве большую поддержку разработчики получали от заместителя председателя Правительства республики (ее постоянного представителя) Акимова Александра Константиновича. Разработку проекта программы координировало республиканское Министерство экономического развития (зам. министра Корякина Т.К.) .

Целью этой программы являлось обоснование долгосрочных стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев повышения качества и уровня жизни населения Республики Саха (Якутия). Основными задачами были поставлены: определение целевых индикаторов, характеризующих уровень и качество жизни населения; определение основных направлений повышения качества и уровня жизни; определение прогнозных вариантных значений целевых индикаторов качества и уровня жизни; определение механизма реализации и контроля программы и ее нормативно-законодательное обеспечение; определение ресурсного обеспечения и результатов программы.

Были определены важнейшие направления разработки программы: сценарии прогнозного развития; важнейшие направления повышения качества и уровня жизни населения; механизм реализации и контроля программы и ее нормативно-законодательное обеспечение; ресурсное обеспечение и результаты реализации программы. В числе важнейших направлений повышения качества и уровня жизни населения были предусмотрены:

1) повышение качества жизни населения (качество трудовой жизни, качество населения, качество социальной инфраструктуры, безопасность жизнедеятельности и экологическая безопасность;

2) повышение уровня жизни (повышение доходов, улучшение социальной структуры населения по уровню доходов и развитие среднего класса; снижение бедности и социального неравенства; развитие мер социальной поддержки);

3) особенности качества и уровня жизни сельского населения и коренных малочисленных народов Севера;

4) определены прогнозные значения целевых индикаторов программы при разных сценариях развития республики (2016-2030гг);

5) план мероприятий по нормативно-законодательному обеспечению программы.

Значения основных индикаторов выполнения программы к 2030 г. по интенсивному сценарию развития республики Саха (Якутия) были определены следующими:

1) рост ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (в 2013 г. 69,12 лет);

2) повышение среднедушевых денежных доходов в 3,5 раза к 2013 г. при росте ВРП на душу населения в 4,93 раза;

3) повышение реальных располагаемых денежных доходов в 2,43 раза к 2013 г.;

4) сокращение доли малоимущего населения до 6,1% (-10,2 п.п. к 2013 г.);

5) рост доли среднего класса до 22,5% (+14,4 п.п. к 2013 г.) по методологии российского прогноза и до 10,8% (+6,7 п.п. к 2013 г.) по уточненной методологии ВЦУЖ;

6) повышение величины прожиточного минимума в 2,13 раза к 2013 г. при росте потребительских цен (по среднегодовому ИПЦ) в 2 раза.

По разным причинам в прошедшее после разработки программы время в республике используются только некоторые из ее разработок. Будем надеяться, что новое руководство республики Саха (Якутия) вернется к этой разработке, актуализирует ее с помощью науки и положит в основу достижения национальных целей и национальных проектов, определенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в майском (2018 г.) Указе.

Считаем, что программный подход к развитию арктических регионов Российской Федерации является эффективным инструментом решения имеющихся здесь проблем. На наш взгляд, эти разработки можно было бы объединить под условным названием: «Разработка моделей организации народонаселения в Арктической зоне Российской Федерации на период до 2035 года». Это способствовало бы: повышению эффективности государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ); повышению уровня и качества жизни граждан России, проживающих в АЗРФ; обеспечению значений показателей социального развития АЗРФ до уровня не ниже средних значений по Российской Федерации; опережающему социально-экономическому развития территорий АЗРФ; разработке специальных мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в АЗРФ; разработке и актуализации Стратегии развития АЗРФ до 2035 года.

Ученые Института социально–экономических проблем народонаселения РАН с привлечением научно-экспертного сообщества из других институтов, совместно с Миндальвостоком, комитетами Госдумы и Совета Федерации, руководством арктических регионов и регионов имеющих в своем составе арктические муниципальные образования, могли бы взять на себя разработку следующих проблем моделирования организации народонаселения в российской Арктике:

1) Сравнительный анализ существующей системы и тенденций организации народонаселения в Арктической зоне Российской Федерации с учетом специфики ее отдельных региональных подсистем и в целом по Российской Федерации;

2) Анализ существующей организации производительных сил в Арктической зоне Российской Федерации, выявление целей и задач ее социально – экономического развития до 2035 г. с учетом специфики роли Арктической зоны Российской Федерации в народнохозяйственном комплексе страны и особенностей ее региональных подсистем;

3) Определение принципов организации народонаселения в Арктической зоне Российской Федерации (соотношение постоянного и временно проживающего населения; положение и роль коренных малочисленных народов; внешняя и внутренняя миграция и др.) с учетом специфики ее региональных подсистем;

4) Оценивание сложившейся модели народонаселения целям и задачам развития Арктической зоны Российской Федерации и принципам его организации: выявление возможностей и рисков;

5) Анализ зарубежного опыта организации народонаселения в Арктической зоне и возможности его применения в России;

6) Анализ ограничения возможностей социально-экономического развития Арктических территорий при сохранении современных тенденций движения населения, динамики его уровня и качества жизни;

7) Формулирование концептуальных подходов к организации народонаселения Арктической зоны Российской Федерации;

8) Обоснование вариантов моделей организации народонаселения Арктической зоны Российской Федерации с учетом возможных вызовов;

9) Моделирование организации народонаселения Арктической зоны Российской Федерации с учетом специфики ее отдельных региональных подсистем, а также дифференциации задач, решаемых внутри и вне арктических регионов;

10) Проведение экспертного оценивания пригодности (валидация) разработанных моделей организации народонаселения Арктической зоны Российской Федерации и их корректировка;

11) Обоснование подходов, задач и этапов реализации моделей организации народонаселения в Арктической зоне Российской Федерации, требований к внутренним (задачам, решаемым в самих Арктических регионах) и внешним (задачам для решения вне Арктических территорий России) условиям развития народонаселения России для реализации Стратегии развития российской Арктики.

Постоянный адрес материала: