Стенограмма юбилейного 3 заседания Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 15 ноября 2019 года

13:38 15.11.19

О деятельности члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Председательствует Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П.В. Гоголев.

Председательствующий. Добрый день, уважаемые народные депутаты, приглашенные. Сегодня в соответствии со статьей 10 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» мы проводим заседание Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн).

Уважаемые народные депутаты, согласно пункту 3 раздела 3 Положения о Совете Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) заседание Совета Государственного Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Совета Государственного Собрания. Народных депутатов прошу зарегистрироваться. В зале присутствуют 28 народных депутатов, необходимый кворум имеется. Есть предложение начать работу.

Коллеги, я прошу вас выключить ваши сотовые телефоны, мобильные, для того чтобы система голосования работала стабильно.

Уважаемые народные депутаты, 10 ноября 2019 года свой юбилейный день рождения отметил наш коллега, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представитель от Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Константинович Акимов. (Аплодисменты.) Разрешите от имени депутатского корпуса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и аппарата поздравить Александра Константиновича с юбилейным днем рождения, пожелать ему успехов в трудовой, общественной деятельности, крепкого здоровья и благополучия. (Аплодисменты.)

Коллеги, у вас на руках проект повестки, состоит из двух вопросов. Есть предложение принять за основу. Ставлю на голосование. Режим голосования.

Результаты голосования на табло (15/11/2019 10:04:06)

За – 28

Против – 0

Воздержалось – 0

Принято (протокол голосования № 2).

Решение принято. Коллеги, есть предложения по повестке?

Из зала. Нет.

Председательствующий. Ставлю на голосование принятие в целом. Режим голосования.

Результаты голосования на табло (15/11/2019 10:04:28)

За – 28

Против – 0

Воздержалось – 0

Принято (протокол голосования № 3).

Решение принято. Приступаем к рассмотрению первого вопроса повестки «О проекте решения Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О проекте примерной программы деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на 2020 год».

Уважаемые народные депутаты, у вас на руках имеется проект программы. Имеется пояснительная записка к нему. Он впервые составлен на год и представляет собой годичный план. В примерную программу мероприятий из общего числа предложений постоянных комитетов и комиссии, а их 45, 31 будет внесено в качестве законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия), 4 – в качестве законодательной инициативы Главы Республики Саха (Якутия), 10 – в качестве законодательной инициативы Правительства Республики Саха (Якутия). Кроме того, мы запланировали проведение 76 мероприятий, в том числе 6 пленарных заседаний Государственного Собрания (Ил Тумэн), 2 публичных слушаний на темы: о проекте закона Республики Саха (Якутия) об отчете об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2019 год, о проекте закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 и 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов, 8 парламентских слушаний, 34 правительственных часов, 26 круглых столов, а также 1 муниципального часа, заседание Совета представительных органов муниципальных образований при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), проведение II Съезда депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Уважаемые коллеги, я прошу вас очень внимательно посмотреть представленный проект примерной программы, и мы его будем утверждать на декабрьском пленарном заседании. Соответственно, обсудим сегодня основные направления, которых мы будем придерживаться в 2020 году, в том числе исходить из того, что наша работа должна быть системной. Год мы отработали. По тем мероприятиям, которые мы проводили, рассматривали, обсуждали, у нас имеются рекомендации. Ход исполнения этих рекомендаций мы должны отслеживать в течение 2020 года.

Уважаемые коллеги, еще один момент. Я поднимал вопрос о том, что у нас в межсессионный период поступает достаточно большое количество проектов законов из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, инициатив наших коллег из других субъектов Российской Федерации и обращений. Составлена аналитическая записка с анализом поступивших в межпленарный и межсессионный период проектов федеральных законов и постановлений о поддержке законодательных инициатив, обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Период взят с 1 января по 30 сентября 2019 года, то есть 9 месяцев. За 9 месяцев к нам поступило 572 проекта федеральных законов. Из них мы рассмотрели на комитетах и приняли соответствующие постановления на пленарном заседании по 81, не рассмотрена либо не поддержана 491 инициатива, в том числе из-за того, что они поступили в межпленарный период, – 362, то есть 73,7 процента. В межсессионный период поступило 129 обращений и инициатив, что составляет 26,3 процента. У всех вас данная аналитическая записка должна быть.

В связи с тем, что мы должны реагировать на те или иные инициативы, которые поступают от Государственной Думы, наших коллег из парламентов субъектов Российской Федерации, предлагается в 2020 году деятельность Совета расширить. С учетом того, коллеги, что нам нужно запланировать не только пленарные заседания, публичные слушания, парламентские слушания, правительственные часы и так далее, нам следует задуматься над тем, что мы должны проводить Советы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Коллеги, по плану нашей работы на 2020 год есть вопросы? Нет. У вас на руках есть проект нашего решения, где предложено Председателю внести проект в повестку двенадцатого (очередного) пленарного заседания и предложить Государственному Собранию (Ил Тумэн) утвердить. Если нет других предложений, ставлю решение в целом. Режим голосования.

Результаты голосования на табло (15/11/2019 10:10:45)

За – 29

Против – 0

Воздержалось – 0

Принято (протокол голосования № 4).

Решение принято.

Приступаем к рассмотрению второго вопроса повестки «О проекте решения Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О деятельности члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александра Константиновича Акимова».

Слово предоставляется Александру Константиновичу Акимову, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителю от Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Жирков А.Н. Есть предложение принять по проекту. (Смех в зале.)

Акимов А.К. Добрый день, уважаемые коллеги, Петр Васильевич. Позвольте поблагодарить за предоставленную возможность выступить перед вами, рассказать о своей работе, поделиться своим мнением о работе Совета Федерации и, конечно, обсудить план наших совместных действий по продвижению инициатив Государственного Собрания (Ил Тумэн) нашей республики.

Уважаемые коллеги, вам розданы достаточно объемные материалы. Я выпустил книгу о деятельности в прошлом созыве, почти всем депутатам раздал, кому не дали, обязательно получите. В ней изложено о совместной законодательной инициативе, может, не полностью, но раскрывается наш взгляд, и в рамках книжного варианта мы подробно рассказали о нашей совместной работе, поэтому, конечно, в этом плане мне легче.

С вашего позволения, я остановлюсь на тех проблемных вопросах, над которыми нам предстоит вместе работать. Вы знаете, что Совет Федерации – это палата регионов, и задачи Совета Федерации вы хорошо знаете. Председатели комитетов и многие депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) побывали и работали в Совете Федерации совместно с нами, в целом структуру и сущность работы Совета Федерации вы знаете. Тем более, несколько раз состоялись выездные заседания Совета Федерации, Совета по Арктике и Антарктике, Валентина Ивановна Матвиенко здесь была. Так что я считаю, что сегодня Государственное Собрание (Ил Тумэн), в целом руководство республики, Правительство ведут достаточно активную работу с Советом Федерации по всем направлениям.

После наделения полномочиями я стал заместителем председателя, остановлюсь на своей деятельности с 2018 года как представителя нового созыва, информация за тот период уже имеется на сайте.

Я начал свою работу как зампредседателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и как председатель Совета по Арктике, Антарктике при Совете Федерации, работал осеннюю сессию 2018 года, весеннюю сессию 2019 года и сентябрь–ноябрь 2019 года.

Наш комитет в свое время был создан после реорганизации, когда объединили четыре комитета, потому очень большой комитет, больше 20 членов комитета из разных регионов, начиная с Николая Ивановича Рыжкова, постоянно идет ротация, тем не менее мы – один из самых крупных, представительных профильных комитетов Совета Федерации. Ну, вы видите даже по названию, начиная от местного самоуправления и заканчивая жилищно-коммунальным хозяйством, строительным комплексом, по делам Севера, по регионам, по Дальнему Востоку, по Арктике – все это наши вопросы.

Я должен сказать, что заседания комитета проходят достаточно активно и очень много вопросов, по 50-70 вопросов. Особенно по местному самоуправлению очень много поправок было, в последние годы – по жилищному строительству, по аварийному и ветхому жилью, по многоквартирным домам. У нас ведет Аркадий Михайлович Чернецкий, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Практически одна треть рассматриваемых вопросов – это вопросы нашего комитета: по жилищно-коммунальному хозяйству, по местному самоуправлению.

Кроме этого, я состою в 19 различных комитетах. Обязательно члены Совета Федерации представляют такие комиссии. Есть трехсторонняя межбюджетная комиссия, в которую я сразу вошел, считаю, что сделал совершенно верно, и там принимаю активное участие. Кроме этого, у нас есть Совет по межнациональным отношениям, есть различные направления работы, особенно связано с Арктикой. Я принимаю участие в международных делах. Есть Северный совет, Арктический совет, недавно был в Стокгольме, там состоялось пленарное заседание Северного совета пяти северных государств.

По Дальнему Востоку у нас раньше был совмещенный Совет по Дальнему Востоку и Совет по Арктике, но потом с расширением полномочий разделили. И сегодня Совет по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона возглавляет Анатолий Иванович Широков, а я возглавляю Совет по Арктике. Но я все равно вхожу в состав Совета по Дальнему Востоку, являюсь заместителем председателя, и вместе ведем работу.

Есть Экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и районов Дальнего Востока, входящих в Арктическую зону Российской Федерации. Возглавляет заместитель Председателя Государственной Думы Епифанова Ольга Николаевна, мы с ней в этом ключе работаем.

Кроме этого, есть депутатская, сенаторская группа по вопросам Дальнего Востока и Арктики. Ее возглавляет Трутнев. Научно-экспертный совет при госкомиссии по экологическим направлениям есть. Но самая основная – по Арктике. Я сейчас вхожу, уже решение вышло, в государственную правительственную комиссию, работой которой руководит Юрий Петрович Трутнев. Я, как Председатель Совета по Арктике, от имени Совета Федерации вхожу туда, и вместе рассматриваем эти вопросы. Я считаю это, конечно, большая возможность. С членами Правительства и губернаторами мы регулярно рассматриваем стратегические вопросы. Я по Арктике дальше скажу.

По нашей совместной работе по законодательным инициативам Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) у вас таблица есть. Я перед отъездом сравнивал, насколько активно работает наш Ил Тумэн, наша республика, сколько законодательных инициатив. Мы находимся в лидерах, особенно пятый созыв – это 2013–2018 годы, всего было внесено 24 наши законодательные инициативы, из них стали федеральными законами 7, в процентном отношении – 29. Я смотрел другие регионы. Наиболее активные Самара, Саратов, Татарстан, Башкортостан. Среди республик, вообще среди регионов, не говоря о Дальнем Востоке, мы впереди. В этом плане, я должен сказать, наши депутаты, наше заксобрание Ил Тумэн активно работают по всем направлениям. Это замечают, и Валентина Ивановна об этом говорит, и в наших комитетах, и сенаторы эти вопросы ставят. Так что здесь, я считаю, мы достаточно активные.

А по качеству и содержанию – это другой вопрос, мы должны проанализировать. Мы на круглом столе в нашем Комитете Совета Федерации обсуждаем, как проходят те или иные законодательные инициативы регионов, все-таки мы палата регионов и должны поддерживать эти законодательные инициативы. В нашем комитете я всегда по законодательным инициативам республики докладываю, и ни разу мы не получили отрицательный ответ. Другое дело, что потом в Государственной Думе или в Совете законодателей они не получают поддержку в этом ключе. Вообще, наш комитет инициативы нашей республики всегда поддерживает. Вы знаете позицию и Николая Рыжкова, и Киричука, и Мельниченко, недавно он был. Они относятся очень внимательно к проблемам Арктики и Крайнего Севера, Дальнего Востока. Я жаловаться не могу. Все вопросы, которые мы ставили, получают поддержку. Но вы знаете, все-таки мы законодатели, и, конечно, есть правовые вопросы, есть финансово-экономическое обеспечение, вопросы ГПУ смотрит, Госдума смотрит, там уровней-то очень много. И на каком-то этапе эти вопросы, к сожалению, не получают поддержки, голосов не хватает.

Тем не менее, я считаю, мы нашли хорошую форму. Надо отдать должное, Александр Николаевич Жирков тогда очень активно работал. Мы консолидированно очень активно работали с Госдумой и Советом Федерации, и Ил Тумэн смог провести законы по здравоохранению, по «дальневосточному гектару», по энерготарифам. Эта была сильнейшая работа. И Дальневосточная ассоциация тоже очень активно работала. Когда мы вместе, это сила. Якутия всегда была инициатором работы Дальневосточной ассоциации, Ассоциации законодателей и в целом губернаторов. Трутнев один раз в год сейчас федеральный округ собирает.

И, конечно, вы помните, мы по «дальневосточному гектару» ставили вопрос. Надо отдать должное, законодательные инициативы в основном были от Республики Саха (Якутия). Мы тогда со Штыровым чуть не завалили этот закон, потому что мы вначале его рассмотрели, документ был очень сырой, вы тоже это видели, хотя нужный. Сейчас нас хвалят, потому что Якутия внесла серьезные поправки, даже якутский «дальневосточный гектар» появился, своя специфика. Благодаря этому сегодня закон заработал более или менее. Тогда была опасность, что могут получить иностранцы, приезжие, олигархи и так далее. По недрам были тогда вопросы, по лесному фонду мы с Николаем Ивановичем Рыжковым ставили вопросы, по местам традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Тогда практически 80 процентов территории мы в какой-то степени оградили. Конечно, шапкозакидательство было, как в столыпинские времена, что народ поедет и так далее. Но вы видите же, я данные получаю, все-таки земли по «дальневосточному гектару» в основном получают наши же земляки. Более или менее заработал закон в отношении соотечественников, по Приморскому краю, по Хабаровскому краю и по другим регионам, куда наши соотечественники приехали из других государств, из-за рубежа. Но там данный закон критикуют из-за того, что дополнительно нужна инфраструктура, ипотека и так далее. То есть закон о «дальневосточном гектаре» требует дальнейшего совершенствования. Мы его держим под особым контролем. Считаю, что тогда руководство республики не побоялось, очень консолидированно поработало.

В свое время мы были против 202-го закона, когда Штыров был Президентом. Закон о монетизации льгот – худший закон, он тогда практически ликвидировал Север: все государственные гарантии, компенсации. Мы были против и не отозвали подпись. Потом практически все эти правовые документы мы восстановили: проездные и так далее. Но с каким трудом! Сегодня закон о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в регионах Крайнего Севера, еще не заработал. Конечно, и парламент республики тогда очень резко выступил. Тогда Зурабов ввел этот 202-й закон о монетизации льгот, сейчас все это заново восстанавливается. В этом ключе, я считаю, работа ведется.

И по здравоохранению, по малокомплектным школам мы внесли законодательную инициативу Ил Тумэна. Очень активно поработали. По здравоохранению до сих пор идет. Я здесь провел несколько встреч с телевидением, с журналистами. Очень много вопросов задают по закрытию больниц. Я не знаю, почему этот вопрос сегодня опять встал. Понимаете, мы инициировали, чтобы ни малокомплектные школы, ни участковые больницы, ни ФАПы не закрывать, а сейчас мне дают данные о том, что закрывают больницы под видом реорганизации. Ну, это какое-то, я не знаю, преступление, что ли. Как это еще назвать? Сколько мы эти вопросы ставили перед Скворцовой. Мы тогда со Штыровым и перед Голодец ставили вопрос, почему закрываете больницы? Она сказала, что они ни одну не закрывают. А сейчас получается наоборот. Вы помните, это мы еще в 2014 году ставили, когда мы добились решения по санрейсам и добились того, чтобы больницы не закрывали. И было принято решение, это тоже законодательная инициатива нашей республики, чтобы вопросы закрытия больниц, малокомплектных школ решались только на сходе. Сейчас министр образования вообще не ставит этот вопрос, Феодосия Васильевна знает, по малокомплектным школам тогда смогли доказать, и сейчас прорабатываются вопросы о кочевых школах на Севере и в Арктике. Так что здесь, я считаю, раз мы сказали «а», должны сказать «б», то есть вести эту линию от начала до конца. Вообще ни одну не должны закрыть, понимаете?! Другое дело, где-то реорганизация проводится, новая больница строится – это другой вопрос, никто об этом не говорит.

Далее. Мы со Штыровым по энерготарифам вели очень жесткую борьбу и добились. Вы знаете, что по энерготарифам многие были против, особенно центральные регионы, потому что дотация идет за их счет. И все-таки мы добились снижения тарифов, еще увеличили сроки. Я считаю, что это большая инициатива нашей республики, в этом ключе, конечно, нам надо дальше продолжить эту работу.

По ипотеке до 2 процентов, по строительству домов, по аварийному и ветхому жилью, по сносу – это все проходит через наш комитет. Мы это обсуждали, и Птицын все время у нас отчитывается. В этом плане Якутия в лидерах. Я должен сказать, с Правительством и руководством республики очень активно работаем. Мы по объемам и по всем показателям находимся на первом месте. В прошлом году по Нерюнгри были случаи, не полностью освоили объемы, но ничего. На самом деле эта программа продолжена. Таких инициатив достаточно много.

В нашей республике ведется работа по коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Елена Христофоровна почти каждую неделю меня ругает и ставит эти вопросы. Мы вместе с Ассоциацией работаем, я возглавляю в Совете Федерации рабочую группу по совершенствованию законодательства по КМНС. Мы очень активно работаем с Ледковым Григорием Петровичем и депутатами Госдумы. Сейчас появилось ФАДН. Это тоже было наше предложение, я несколько раз выступал о том, что надо создавать или министерство по делам национальностей в Российской Федерации, или орган после Минрегиона, потому что все эти полномочия остались в подвешенном состоянии, никто ими не занимался. Сейчас ФАДН более или менее занимается. Елена Христофоровна знает, в этом году уже пошло движение по материальному ущербу. Хотя бы так, начало есть.

Лет 5 ставится вопрос по учету коренных народов. Республика здесь тоже была инициатором, мы в свое время даже вкладыши в паспорта делали. В других регионах этот вопрос очень остро стоит, особенно на Камчатке, Сахалине, где есть рыболовные участки, там идут войны по общинам и так далее. У нас это более спокойно проходит, а в других регионах по этому вопросу очень много жалоб. Мы регулярно их рассматриваем в своей рабочей группе.

По КМНС, конечно, очень много проектов законов по территориям традиционного природопользования. Елена Христофоровна, я думаю, сегодня скажет. И по кочевым школам, то, что Феодосия Васильевна сегодня делает, это уже практически инициатива республики, но перехватили ямальцы. Но черт с ним, тоже вместе с ними работаем, провели несколько совещаний рабочей группы Министерства образования. Это была инициатива именно Государственного Собрания (Ил Тумэн) о кочевых народах, о северном оленеводстве. Здесь создано Министерство по делам Арктики нашей республики. Я думаю, что сейчас будет больше инициатив, и с ФАДН надо больше работы вести. И проект закона о территориях традиционного природопользования они в этом году внесут. Более активно начали работать, сдвинулись с места.

Я могу долго рассказывать. Давайте я расскажу немного по Совету по Арктике, какие последние документы подготовлены. Здесь в Якутске мы рассматривали вопросы по стратегии, но сегодня провели заседание Президиума Совета по Арктике и Антарктике, где Александр Викторович Крутиков выступал с докладом, и четыре документа они уже подготовили. Налоговые преференции, вы знаете, уже подписаны, это касается в основном шельфовых месторождений и связано с углеводородами. Мы обсудили Основы государственной политики в Арктике до 2035 года и Стратегию до 2035 года. Но Стратегия отличается от Основ государственной политики, потому что это более конкретный документ, там указаны цели, задачи, направления работы. Мы обсудили, одобрили. Мы привлекаем очень много экспертов, по направлениям очень внимательно работаем. Я хочу сказать, что мнение республики, начиная с Института мерзлотоведения и так далее, учтено, Экологическая доктрина и так далее.

И третий вопрос. Это программа социально-экономического развития Арктики до 2025 года, это уже бюджетные деньги. Она потом пойдет по 5 лет до 2035 года как Дальневосточная программа. Туда войдут все наши 13 улусов, там уже конкретная программа, они проводят мониторинг, туда каждый населенный пункт входит, как я уже докладывал. Эту программу вы, наверное, скоро получите, если еще не получили. В ней по строительству школ, больниц полностью все расписано. Я считаю, что это очень хороший документ. Впервые государство полностью принимает такую программу. Помните, раньше программа была чисто декларативная. Сейчас – с конкретными объектами. Сухопутная территория вдоль Северного морского пути полностью войдет туда. Я не буду говорить, аэропорты, морпорты и так далее, отдельно эти вопросы рассматриваются по линии Министерства обороны, тоже очень много документов сегодня по Арктике. Эти документы должны быть приняты до 1 декабря 2019 года.

Двадцать первого числа на парламентских слушаниях в Совете мы рассмотрим эти документы. До этого мы очень внимательно смотрели здравоохранение, я встретился с Акимовым Максимом Алексеевичем, заместителем Председателя, и министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Носковым Константином Юрьевичем. После Нового года мы как раз проводим заседание Совета по телекоммуникациям, по связи, по информационным технологиям в Арктике. Министр сказал мне, за 3 года они полностью решат вопросы телекоммуникаций и связи через космос, через оптоволоконную связь, и по закрытой по линии Минобороны тоже прокладывают кабель. То есть арктическая территория будет полностью охвачена связью и другими телекоммуникационными технологиями. Они должны нам доложить. Это нужно и для школ, и для больниц и так далее. То есть по каждому министерству мы...

Председательствующий. Александр Константинович, сколько вам еще нужно?

Акимов А.К. Сколько осталось? Я могу... (Смех в зале.)

Председательствующий. Уважаемые коллеги, мы все знаем, что Александр Константинович ведет очень широкую работу по позиционированию, в том числе Республики Саха (Якутия) в целом. Мы очень рады взаимодействию с Александром Константиновичем. В этом году мы провели достаточно серьезные мероприятия федерального уровня при непосредственной поддержке Александра Константиновича. Приняты очень важные решения, направленные на поддержку социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), пролонгированы наиболее важные для нас пункты соответствующего постановления Совета Федерации от декабря 2017 года.

Коллеги, учитывая, что в 11 часов у нас продолжение обсуждения в Правительстве республики по отстаиванию учреждений социальной сети, в котором будут участвовать многие наши народные депутаты, давайте перейдем к вопросам и выступлениям. Пожалуйста, вопросы к Александру Константиновичу.

Акимов А.К. Я еще хотел сказать, что было выездное заседание Совета по мосту, Мельниченко проводил, и мы по этому вопросу тоже ведем работу. Валентина Ивановна Матвиенко, когда была встреча с Рыжковым, на которой присутствовали Айсен Сергеевич, Петр Васильевич, пообещала обязательно помочь. Ну, по онкоцентру помогли. Я выступал на трехсторонней комиссии, перенесли сроки: 808 миллионов профинансируют в 2020 году. Это, я считаю, тоже очень большая личная поддержка Валентины Ивановны, за это мы тоже поблагодарили.

Председательствующий. Спасибо. Включите микрофон народному депутату Григорьевой Антонине Афанасьевне.

Григорьева А.А. Уважаемый Александр Константинович, мы высоко ценим вашу работу и благодарим за сотрудничество. Когда мы приезжаем в Совет Федерации, мы всегда находим у вас поддержку, и делегации из Якутии всегда довольны встречей и решением поставленных вопросов.

У меня два вопроса. Первый, мы с Еленой Христофоровной уже ряд лет ставим вопрос о восстановлении стипендий студентам из арктических регионов. Раньше, с 2006 по 2016 год, студенты получали дополнительную стипендию в размере 9 тысяч на одежду и материальную поддержку в целом, на покупку обуви и так далее. А потом Правительство Российской Федерации отменило. Все-таки хотелось бы, чтобы вы до конца этот вопрос проработали, помогли нам довести данный вопрос по стипендии северным студентам до конца.

Акимов А.К. Северным – это арктическим?

Григорьева А.А. Да. Арктические туда входили все. Входили ханты-мансийские, наши, Чукотка, Магадан...

Акимов А.К. Можно, я отвечу? Я считаю, что мы в свое время зря ликвидировали департамент по кадрам. Его надо возродить по центральным вузам. Мы тогда добивались, Антонина Афанасьевна, через Минобразование даже бюджетных мест, общежитий. Когда я постпредом работал, мы добивались и для арктических, и даже общежитием обеспечивали. Почему ликвидировали данный департамент? Я до сих пор не могу понять. Встречался недавно с ректором Института нефти и газа имени Губкина. Раньше были выездные олимпиады, где отбирали наших студентов. Ректор спрашивал, почему в последнее время Правительство в данном направлении не работает. С МГУ специально было, с Садовничим.

Мы ставили вопрос по восстановлению в институте Герцена в Санкт-Петербурге. Сегодня работу ведет Ассоциация. Я думаю, что Васильева поддержит в связи с арктическим направлением, можно восстановить, и наши студенты могли бы там обучаться. Этот вопрос я прозондирую. Хорошо.

Григорьева А.А. Второй вопрос можно?

Председательствующий. Включите микрофон.

Григорьева А.А. Второй вопрос касается пенсионной реформы. Недавно депутат Госдумы Харитонов инициировал законопроект, по которому на Дальнем Востоке женщины могут выйти на пенсию в 50 лет, как прежде, в прежние сроки. Пенсионная реформа у нас более или менее спокойно прошла, не так негативно, как в других регионах. Женщины, которые имеют 2 детей, в 50 лет могут, если в семье есть дети-инвалиды, и мамы, и папы могут в 50 лет выйти на пенсию. Итого у нас новой реформой охвачено, ну, я грубо говорю, примерно 30, тогда как в других регионах 60 процентов населения. Законопроект не поддержан пока, потому что нет дополнительного финансирования. Тем не менее, можно ли дальше поддержать этот вопрос на уровне Совета Федерации только для жителей Дальнего Востока?

Акимов А.К. Я в курсе дела, Антонина Афанасьевна, мы в свое время по коренным малочисленным отстояли, и вопрос по пенсионной реформе, что Николай Михайлович ставит, мы в связи с Арктикой изучаем. По секрету скажу, мы занимаемся этим вопросом, потому что в арктических регионах условия жизни более сложные, и, конечно, люди ставят именно вопросы пенсионного обеспечения. Особенно много ставят этот вопрос. Так что этим вопросом мы сегодня занимаемся тоже.

Председательствующий. Коллеги, записались на вопросы народные депутаты Николаев Юрий Михайлович, Михайлова Оксана Тагировна, Голомарева Елена Христофоровна, Григорьев Юрий Иннокентьевич, Явловская Любовь Леонидовна, Габышева Феодосия Васильевна, Лютый Валерий Алексеевич.

Прошу включить микрофон народному депутату Николаеву Юрию Михайловичу.

Николаев Ю.М. Александр Константинович, два вопроса. Первый – большой, серьезный вопрос. Сегодня обсуждается проект закона Российской Федерации «О поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Мы знаем, что очень много противоречий, много недостатков в этом законопроекте. Но для меня самое главное сегодня – как бы попытка замены государственного управления. Понятно, госкомиссия, но, в конце концов, управляющая компания – это субъект частного права, который ни в Конституции, ни в проекте закона Российской Федерации вообще не предусмотрен. Вообще, с этой точки зрения получается, что этот законопроект антиконституционный. Какова позиция Совета Федерации по данному законопроекту?

Акимов А.К. Это по какому закону?

Николаев Ю.М. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

Председательствующий. Минвостокразвития разработал.

Николаев Ю.М. Который планируется принять в этом году.

Акимов А.К. Да. Вообще, по данному вопросу мы свои достаточно жесткие критические замечания высказали. Во-первых, по выпадающим доходам. Я встречался с Минэкономики, с Минфином по данному вопросу. Есть закон «О недрах». В Совете Федерации, когда мы обсуждали данный вопрос, было очень много критических замечаний. И Минфин по выпадающим доходам выступает достаточно резко, вы правы, Юрий Михайлович. Мы не должны давать таким крупным частным компаниям налоговые преференции, потому что регионы в этих случаях, особенно касается нефтяных и газовых месторождений, теряют очень много. Это во-первых. Во-вторых, мы теряем по консолидированной группе налогоплательщиков. В Совете Федерации все время мы выступаем против этой КГН, и по нашей просьбе обещали с 2013 года этот закон по КГН отменить. По налоговым преференциям у нас законы подготовлены, но пока еще не рассмотрены Советом Федерации, но посмотрим, насколько они проработали. Пока с Минфином и Минэкономики идут дебаты.

Одно дело, я понимаю, шельф с месторождениями в Ямале, там сегодня Россия имеет свои государственно важные интересы, например, «Новатэк», Сабетта, «Ямал-1», «Ямал-2». Помните, в свое время, что натворили по «Сахалин-1», по «Сахалин-2» по разделу продукции? Мы не должны допустить такую ситуацию, которая была в свое время, – часть иностранного капитала в крупных добывающих компаниях на шельфовом месторождении в Арктике. Этот вопрос мы еще раз рассмотрим.

Николаев Ю.М. Спасибо. И второй вопрос тоже касается Арктики. У нас сегодня на угольной территории Республики Саха (Якутия) расположена арктическая группировка Северного флота, а сами специалисты (служат только контрактники и офицерский состав) набираются в разных местах. Помните, в период вашей работы в Правительстве Республики Саха (Якутия) вы ставили вопрос о том, чтобы наше население служило именно на территории республики, в крайнем случае, на территории Забайкальского военного округа, чтобы даже заключенные, которые были осуждены на территории республики, оставались здесь в республике.

В данном случае мне не понятно, почему контрактники не набираются в первую очередь именно из северных регионов, ребята, которые адаптированы к службе в условиях того же острова Котельный, а набирают из Астрахани, из Калининграда, готовят контрактников в Хабаровске. У нас есть два кадетских корпуса, я считаю, что основная их цель, чтоб наши ребята служили в том числе в этих арктических войсках. В этом году у меня племянник окончил Благовещенское военно-командное училище, хотел служить здесь, но его отправили в Ярославскую область.

Я считаю это одним из важных направлений, потому что, во-первых, в тех же арктических войсках имеется современнейшее оборудование. Соответственно, возникает вопрос подготовки инженеров. Через Министерство обороны можно было бы именно здесь набирать специалистов, и республика была бы в этом заинтересована. Можно ли через Совет Федерации как-то обсудить этот вопрос?

Акимов А.К. Юрий Михайлович правильно ставит вопрос. Здесь, конечно, республике надо активно поднимать проблему привлечения местных кадров. Мы этот вопрос подготовки кадров для работы в арктических регионах специально рассматривали на заседании Совета. Конечно, вахтовый метод тоже есть, остается. Например, тот же поселок Сабетта – они привозят на месяц и дольше из других вахтовых поселков или из более подготовленных базовых поселков. Это вполне нормально, потому что там условий для жизни вообще нет. Я там был, там совершенно другие условия.

Есть, конечно, в Якутии и в других регионах реальная возможность подготовки кадров, мы об этом говорили. И мы совместно с министерством специально рассмотрели – у нас ведущие университеты по подготовке кадров – это в Архангельске имени Михаила Ломоносова, Арктический университет и Северо-Восточный федеральный университет.

Здесь, в принципе, нас министерство поддержало – оставить за этими учебными заведениями приоритеты в финансировании и в вопросах подготовки кадров. То есть сегодня очень серьезно стоит проблема подготовки кадров для работы в арктических регионах и проблема привлечения местных кадров. В то же время идет отток населения. Потому мы договорились, когда у Трутнева было совещание, о том, чтобы специально отдельно рассмотреть этот вопрос, уже используя контрактную систему подготовки кадров в университетах, учебных заведениях, которые сегодня имеются не только в арктических, но и в других регионах. Сегодня это возможно обеспечить. Я думаю, что здесь замечание верное, эту работу мы продолжим.

Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Михайловой Оксане Тагировне.

Михайлова О.Т. Александр Константинович, мой вопрос касается государственной поддержки института приемных семей. Ситуация следующая. Сейчас в Федеральном Собрании рассматривается законопроект о возмещении затрат на проезд к месту проведения отпуска для категории пенсионеров, которые являются приемными родителями. Приемные родители у нас в стране получают совершенно небольшое вознаграждение. С этого вознаграждения, естественно, платят налоги, в Пенсионный фонд, в социальное страхование и так далее. Поэтому Пенсионный фонд отказывает им в северном проезде, мотивируя тем, что они работающие. Вот эта категория северных пенсионеров не получает северный проезд. У нас есть тревога в комитете по здравоохранению и социальной защите, в комитете по делам семьи и детства…

Акимов А.К. Я вас перебью. Этот вопрос мы уже рассмотрели. Через наш комитет прошла эта поправка.

Михайлова О.Т. Но вы даете положительное заключение, вместе с тем Чуйченко дает отрицательное.

Акимов А.К. Да, наш комитет дал положительное, я думаю, что этот проект пройдет нормально.

Михайлова О.Т. Дай бог. Александр Константинович, я просто обращаю внимание, что Чуйченко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, дает отрицательное заключение. Поэтому у нас все-таки есть тревога, в декабре будет принят этот законопроект или отклонен? Допустим, Сахалинская область из своего государственного бюджета платит северный проезд. Понятно, они профицитные, мы дотационные. Поэтому я прошу усилить работу в этом направлении.

Акимов А.К. Я как раз докладывал по этому проекту закона в нашем комитете, и наш комитет поддержал это дело. Ну, дальше я проконтролирую, я думаю, он проходной, нормальный. Вы говорите, ГПУ против, да?

Михайлова О.Т. Чуйченко дал отрицательное заключение. Обратите внимание, спасибо.

Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Григорьеву Юрию Иннокентьевичу.

Григорьев Ю.И. Добрый день, Александр Константинович. Мой вопрос касается укрупнения муниципальных районов. Закон, который принят в прошлом году или весной этого года, предоставляет соответствующим субъектам право укрупнять муниципальные районы. По всей видимости, для того чтобы убрать маленькие муниципальные, улусные собрания и так далее. Каким вы видите путь нашей республики? Мы видим, что в нашей республике явка одна из самых высоких в Российской Федерации, мы видим, что население нашей республики активно, оно желает высказывать свое мнение и активно участвует в избирательных кампаниях. Когда мы ездим с отчетом, мы видим, что они спрашивают со своих избранников, что те делают и какие действия планируют. С другой стороны, этот законопроект принят, он работает, и, насколько я понимаю, в ближайшее время по нему планируется принять какие-то действия. Ваша оценка, как нам быть в республике?

Акимов А.К. А вы будете рассматривать этот закон? Я скажу так, Юрий Иннокентьевич. Мы профильный комитет, я посмотрел за эти годы, в разных регионах совершенно разный подход, в областях, в краях. Я не знал этого, где-то округа, где-то нет районов, где-то вообще укрупнили, исходя не только из природно-географических, но и финансово-экономических условий. В центральных областях России совсем другой подход, в регионах Крайнего Севера совсем иной подход, надо очень осторожно. Я в свое время был председателем Совета местного самоуправления, мы проводили первые съезды, создавали, когда нас сравнивали с Чечней, у нас законов не было, было противостояние. Потом начали внедрять, у нас была двухуровневая система, районы, муниципальные образования. У каждого региона свой подход, у нас тоже есть, это мое видение, у нас есть моногорода: Нерюнгри, Мирный и так далее. Особенно в северных регионах есть такие моногорода и, конечно, есть дублирование. Например, для Нерюнгри это характерно. Понимаете? И все время война там идет между мэрией города, районом и так далее, все время судятся. Я считаю, например, могли бы там создать округ. Когда создавалось, там был Старцев Василий Васильевич. Мы со Штыровым спрашивали, зачем это. Он ответил, что все нормально, они нормального изберут, у них никакого противостояния не будет. Но получилось, как всегда, наоборот. Получилось как получилось.

Потому, конечно, я считаю, здесь очень осторожно надо подходить с учетом всех исторических, климатических, экономических условий, отдаленности, перспектив. Перспективу каждого субъекта местного самоуправления или района надо рассматривать на уровне Ил Тумэна и на уровне сходов. Сейчас по закону решает сход. Так что особенно в наших северных регионах увлекаться этим опасно. Это тоже есть, мы понимаем. Но кое-где, конечно, надо. Есть ликвидированные поселки, особенно в наших арктических улусах, там тоже надо навести порядок. Я считаю, что это полномочие каждого региона. Все-таки федеральный закон дал определенные полномочия и предоставил определенную свободу действий. Сам принцип местного самоуправления и формирования бюджета остаются, но вопросы административно-территориальных границ с учетом мнения населения, я считаю, надо решать дифференцированно, очень разумно, спокойно.

Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Габышевой Феодосии Васильевне.

Габышева Ф.В. На выступление времени не будет, наверное, поэтому у меня вопрос. Александр Константинович, вы знаете постановление от 27 декабря 2017 года «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», там есть пункт 2, которым мы несколько лет занимаемся, это конкретно судьба НИИ национальных школ. Работа этого института сегодня приобретает актуальность в связи с тем, что ООН объявила 2022–2032 годы Десятилетием языков коренных народов мира. В связи с этим у меня вопрос: ваша позиция по дальнейшей работе по сохранению данного института. На федеральном уровне этот институт...

Акимов А.К. Феодосия Васильевна, вы знаете, что у меня позиция однозначная, надо сохранить, тем более у нас многоязычная республика, Якутия всегда была впереди по языкам коренных малочисленных народов. В свое время Роббек работал, зря ликвидировали тоже. Многие институты у нас ликвидировали, это неправильно. В то время выпускали первые буквари, литературу и так далее. Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО очень жестко ставят этот вопрос. Я считаю, Феодосия Васильевна, с вашим авторитетом и Ил Тумэн, и Правительство могут решить эту проблему. Мы с Феодосией Васильевной вместе работали, в Татарстане, Башкортостане были определенные противоречия, у нас эти вопросы в свое время были решены очень грамотно, профессионально, на правовой основе. И у нас никаких противоречий здесь нет, и надо избегать этого.

Обязательно языки малочисленных народов надо сохранять. Сохранять надо. Якутия показывает этот пример, и надо эти институты обязательно восстановить. Специалисты у нас есть, люди есть, кадры есть. Однозначно надо на уровне Главы республики или Госсобрания решить этот вопрос. От имени нашего Совета я могу помочь, и поддержка ФАДН может быть по этому вопросу. Они поддерживают же всегда. В последнее время, вы видели же, и по русскому языку Совет проводили, по языкам проводят. Очень внимательно относятся, потому что опыт Украины показывает, и в других регионах есть такие конфликты. Лучше уж упредить: русский язык, якутский язык и другие языки надо изучать на научной, методологической основе, снять все противоречия, которые есть. У нас хорошая база. У нас и университет хорошо работает, и институт. Я знаю, что данный институт имеет очень хорошие традиции.

Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Лютому Валерию Алексеевичу.

Лютый В.А. Добрый день. Александр Константинович, я хочу задать вопрос, чтобы попытаться его поднять на федеральный уровень. Он касается программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Не будучи строителями, мы все, даже те, кто в данной отрасли не работает, понимаем, что у нас на Севере себестоимость строительства квадратного метра гораздо выше, чем в других регионах. При этом по данной федеральной программе мы финансируемся одинаково. Нельзя ли поднять вопрос именно по данной программе, чтобы в Якутии, в нашем регионе, был особый подход?

Акимов А.К. Коэффициент, да?

Лютый В.А. Да. Цена за квадратный метр. Я поясню, потому что местные власти, муниципалитеты, регион, вкладывая, тратят большие деньги. Таким образом, у нас сейчас муниципалитеты вообще не строят социальное жилье. У меня ветераны Афганистана стоят в очереди с 1985 года, и ничего они не получат в ближайшее время. Раз уж мы пошли таким путем, что в первую очередь сносим ветхое и аварийное жилье, то хотя бы поднять этот вопрос. Потому что строительные компании в конечном итоге отказываются. У нас идут срывы тендеров, никто не хочет участвовать и строить.

И второе, это естественно вытекает из первого, – поддержать строительную отрасль, принять меры. У нас в первой кризисной экономической ситуации строительная отрасль вытянула всю страну. И сейчас, я думаю, надо идти таким же путем: поддержать, стимулировать строительную отрасль, принимать такие законы, чтобы была оперативность, меньше бюрократии и так далее.

И второй вопрос. Он имеет отношение ко мне, это по ветеранам боевых действий. У нас они сейчас выпадают всюду. Сейчас льготы и преференции у ветеранов труда гораздо больше, чем у тех, которые воевали. Людей, которые не важно, в какой войне, воевали, надо поддержать. Военные конфликты были и, к сожалению, наверное, будут. Во многих регионах приняты законы о социальной поддержке ветеранов боевых действий. Вот у нас в Якутии, например, нет. Мы только приступили к работе над таким законом. Я хотел бы, чтобы это был единый федеральный закон о социальной поддержке ветеранов боевых действий, и надо рассмотреть этот вопрос на федеральном уровне. Спасибо.

Акимов А.К. Спасибо. По строительству, помните, когда было выездное заседание, по ветхому и аварийному жилью выступали Шпектор и Мельниченко. Когда этот вопрос рассматривали, по Арктике удорожание достаточно большое, я министру строительства тоже этот вопрос ставил. Конечно, я думаю, можно было пригласить сюда министра, он как раз должен перед нами отчитаться, и этот вопрос я поставлю. Вы мне дайте обоснованное письмо. Можно здесь провести круглый стол с приглашением, посещением. Все-таки у нас своя специфика: вечная мерзлота, удорожание, нехватка технологий и так далее. На Севере строят, конечно, в 3-4 раза дороже, понимаем, и качественно. Хотя у нас в последние годы очень много строится, тем не менее проблемы есть. Я знаю, ко мне подрядчики тоже подходили.

Обманутыми дольщиками мы тоже занимались. Вот этот закон тоже несколько раз меняли. Данный вопрос можно ставить совместно с Правительством. Новый министр Российской Федерации – бывший губернатор Тюмени. Знаете, да? Очень грамотный, и я ему задавал вопросы. В вопросах сноса ветхого и аварийного жилья они нас очень поддерживают, по коэффициентам, по Арктике и по другим вопросам тоже могли бы поддержать. То есть более внимательно надо изучить этот вопрос, опыт республики, провести здесь вместе с подрядчиками, заказчиками, строителями круглый стол, все проблемы рассмотреть. Все-таки перспектива огромная, как дальше строить, как в сельской местности, в арктических районах. Даже в самом городе Якутске есть большие проблемы. Это инженерные коммуникации и так далее. Проблемы есть, строительный комплекс сложный. Я готов помочь в этом. Вопросами строительства занимается наш профильный комитет. Вы мне дайте до отъезда. У нас проходят правительственные часы, где министр отчитывается, мы всегда задаем им вопросы, неудобные, удобные, но дело не в этом. Я всегда спрашиваю у Правительства, есть ли у них какие-нибудь вопросы, я поставлю их перед министром образования, здравоохранения, энергетики. Они эти вопросы, которые ставит сенатор, берут под контроль и решают, например, как по онкодиспансеру и так далее. Один раз задали, второй раз задали, а на третий раз уже по-другому задаешь, тогда что-то делается. А вопросы строительства надо ставить квалифицированно.

Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Афанасьеву Софрону Антоновичу.

Афанасьев С.А. Уважаемый Александр Константинович, после принятия федеральных законов Государственной Думой они направляются в Совет Федерации для одобрения или отклонения. Некоторые люди думают, раз Государственная Дума принимает, тогда Совет Федерации на 100 процентов голосует «за». У меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста, сколько было отклонено в этом году, и какие можете привести примеры нецелесообразных проектов?

Акимов А.К. Да, вы правильно говорите о том, что Госдума рассматривает, потом Совет Федерации утверждает. Таких моментов на моей памяти было несколько. Мы по «дальневосточному гектару» в свое время отклонили, создали согласительную комиссию, там отрабатывали. Потом по собакам было, помните? Штыров тогда зацепился. Такие были специфические законы. Конечно, Совет Федерации имеет право отклонить закон, но самое главное, чтобы эти проекты законов, которые сегодня вносятся в Госдуму как законодательные инициативы регионов, заранее отрабатывались, готовились, чтобы было согласованное, консолидированное решение. Конечно, от того, насколько подготовлен закон, многое зависит. То есть я хочу сказать, что надо больше работы проводить в период подготовки законов в первом чтении, во втором чтении, а не просыпаться, когда закон уже на выходе, а тут уже шум поднимают. Такое тоже бывает.

Я должен сказать, что мы в комитете многие законы тоже рассматриваем. В Госдуме рассмотрели, потом нам в первом чтении или во втором направляют для рассмотрения. Мы их рассматриваем, даем замечания, предложения. Например, я выступил против платных дорог, обосновал, мы с Рыжковым вдвоем только остались, другие нас не поддержали. Рыжков прямо прослезился: «Как так? Мы ставим». Он государственный человек. Пролоббировали ямальцы, там мост какой-то должны построить для газовиков, и они этот вопрос пропустили. Я выступил против, «против» проголосовал, но там же большинством голосуется. Госдума приняла.

Когда какие-то очень серьезные вопросы возникают, обычно на Совете законодателей встречаются, Валентина Ивановна Матвиенко и Володин эти вопросы совместно с комитетами утрясают. Помните, очень серьезный разговор был по хостелам, Санкт-Петербург выступил, Москва. Частники в свое время их создали, зарабатывают, и так быстро все закрыть – попросили переходный период и так далее. Этот вопрос утрясли более-менее. То есть я считаю, Совет Федерации не голосующий аппарат, это палата регионов. У каждого есть свое мнение в отличие от Государственной Думы. Потому что Государственная Дума голосует за то, что сказала «Единая Россия», проголосовали, пропустили. А у нас такой фракционности нет. У нас все обсуждается в комитетах, потом одобряет Совет палат, потом уже согласованное решение выносится на пленарное заседание. До этого вопросы обязательно должны быть рассмотрены, обсуждены, утрясены.

Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Ксенофонтову Павлу Валериевичу.

Ксенофонтов П.В. Спасибо. Александр Константинович, с юбилеем. У меня две просьбы. Вы сейчас упомянули наш республиканский проект «Местные кадры – в промышленность». Хотелось бы на уровне Совета Федерации на «Часе региона», я не знаю, как у вас называется, поднять данный вопрос. Может быть, мы с исполнительной властью сделали бы так, чтобы приехали и рассказали бы.

Акимов А.К. Какой вопрос?

Ксенофонтов П.В. Наш республиканский проект «Местные кадры – в промышленность». И поднять данное направление до федерального уровня. Мы все прекрасно понимаем, что когда говорим о проекте «Местные кадры – в промышленность», есть три этапа: это профориентация, трудоустройство, потом взаимодействие местного предприятия с крупными промышленными предприятиями. В свете сокращения бюджетной сферы данный вопрос становится очень актуальным, чтобы наши местные компании, местные предприятия работали и взаимодействовали с промышленными предприятиями. Это раз. По второму пункту, где трудоустройство. К нам очень много вахтовиков приезжает. Если бы на федеральном уровне поддерживали молодых ребят, которые приезжают работать, например, предоставлением квартир, подъемными и так далее, они, может быть, вахтой и не работали бы. Они, может быть, переселились бы в Ленск, в Нерюнгри и так далее.

Поэтому очень большая просьба рассказать о проекте «Местные кадры – в промышленность», показать пример республики, от имени Совета Федерации поднять на федеральный уровень. Это первый момент.

И второй момент, вчера к нам поступил проект закона «О защите и поощрении капитальных вложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации». Вот там четко прописано, что инвестицией является мероприятие, которое приносит только прибыль. Тут просьба такая: когда Госдума рассмотрит и к вам придет… Все-таки, я думаю, инвестиции могут быть разными, не только же прибыль приносят. Допустим, мы хотим построить арктические центры, больницы, школы и так далее. У меня такое чувство, что если этот закон примется, то вполне возможно, что они уже не будут считаться инвестициями, они будут считаться, например, объектами капитального строительства, что ли, и не будет федеральных вливаний в этом направлении. Поэтому я очень прошу, чтобы этот закон вы рассмотрели очень внимательно, потому что он меняет полностью всю инвестиционную деятельность в Российской Федерации. Спасибо.

Акимов А.К. Инвестиция – это понятие не только получения прибыли. Да, вы правы, это узкое трактовка, это в научном плане. Инвестиции по-разному трактуют.

Председательствующий. Еще поступили вопросы от народного депутата Явловской Любови Леонидовны: «Будет ли разработан системообразующий документ, регулирующий нормативы социально-экономического развития современной Арктики Российской Федерации».

И второй вопрос: «Можно ли врачей и учителей привлечь на работу в Арктику в качестве госслужащих?» Два таких вопроса отправил народный депутат. Пожалуйста, Александр Константинович.

Акимов А.К. Я думаю, что нормативы для Арктики должны быть в любой отрасли отработаны, потому что в той же системе образования, строительства, здравоохранения совершенно другие критерии, другие масштабы. Нормативы, особенно для финансовых учреждений, для экономических и так далее, должны быть отдельно. У нас в Российской Федерации все время идет унификация по средней полосе, вы все понимаете. На самом деле это неверно, конечно, районные коэффициенты, северные коэффициенты или та же методика определения прожиточного минимума и так далее должны исходить из природно-климатических и других условий. Методика должна быть четкая, этого мы требуем. К сожалению, Минфин не всегда придерживается, но сейчас для Арктики мы требуем. Я думаю, что это будет. Сегодня все хотят очень быстро, но на самом деле закон по Арктике должен быть принят очень грамотно. Должно быть районирование с учетом природно-климатических условий. В советское время районирование было, есть европейский север, Арктика есть, есть северо-восток. Ну, европейские, Архангельск и Мурманск, они развитые. Транспортная инфраструктура есть, у них и климат другой. Нельзя же сравнивать, например, Чукотку, тот же Чокурдах или Тикси. Правильно?! Это совершенно разные, по всем показателям, критериям экономические зоны. Это обязательно должно быть. К сожалению, в нашей огромной России это не всегда учитывается. Вы, депутаты, конечно, тоже должны в этом плане требовать от экономических, финансовых учреждений, чтобы в этом плане они грамотно и профессионально ставили вопрос. И когда вопрос ставится, Минфин прислушивается ко многим нашим показателям. Я тоже министром работал, мы защищали интересы, ходили, доказывали, убеждали, что это не Садовое кольцо, это тундра, там никаких условий нет, это сложно и так далее. Конечно, обязательно, я думаю, мы будем требовать. Вот. Для этого и создано министерство, вот они должны разрабатывать, начали заниматься сейчас. Но, к сожалению, у нас подходят как-то поверхностно, быстро-быстро эти программы принимаются, без учета условий. Я говорю, Арктика отличается: наша Арктика другая, европейская Арктика совершенно другая.

Председательствующий. Второй вопрос о врачах и учителях. Конечно, в качестве госслужащих – наверное, это разные статусы.

Акимов А.К. Да.

Председательствующий. Просто надо стимулировать, о чем говорил Президент Российской Федерации.

Акимов А.К. Я имею такое мнение. В некоторых регионах появилось такое понятие, как «арктический учитель». Путин же сказал по проекту «Земский врач», и некоторые регионы начали давать по 2 миллиона, не по одному миллиону, чтобы стимулировать. По идее, так и должно быть. Учитель в Арктике или врач – это совершенно другое, чем врач или учитель в центральной Якутии или центральной России. Они работают в тяжелых условиях. И как туда люди поедут? Узких специалистов нет, надо только стимулировать и привлекать каким-то образом.

Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Парахину Гаврилу Павловичу.

Парахин Г.П. Добрый день, коллеги. С праздником вас, Александр Константинович, чтобы все было хорошо.

Акимов А.К. Спасибо.

Парахин Г.П. Несколько раз вы сказали об оттоке населения. На самом деле, мы все, вы – там, мы – здесь, работаем для того, чтобы остановить отток населения из нашей республики. Я считаю, что это самая главная наша задача. Потому что в человеческом капитале будущее нашей республики. ТОРы не работают, гектары работают на 30–40 процентов, от преференций, которые мы даем недропользователям, крупным компаниям, никакой отдачи практически нет. «АЛРОСА» тоже в скором времени ничего хорошего давать нам не будет – это мнение и высказывания руководства страны. «Земский врач», «Земский тренер», «Земский учитель» – наверное, на самом деле тоже очень проблематично.

Мое личное мнение, я считаю, что надо обратить внимание на малый, именно на малый бизнес, на малое предпринимательство, сделать какие-то налоговые льготы, налоговые каникулы на 5, на 10 лет. И, конечно же, пересмотреть пенсионную реформу, потому что, я думаю, эти два инструмента могут повлиять именно на привлечение населения и остановку оттока.

Ваше мнение, скажите, пожалуйста. Что, вы считаете, в приоритете? Что-то, может быть, вы боитесь сказать, что-то, может быть, не в ваших полномочиях. Анализируя всю ситуацию, о которой сейчас я сказал, возникают ли у вас какие-то свои мысли? Есть ли у вас какая-то своя изюминка, есть ли у вас какое-то свое видение конкретно, чтобы можно было бы с нашей поддержкой и с привлечением разных партий помочь все-таки в решении проблемы оттока населения из Республики Саха (Якутия)?

Акимов А.К. Спасибо, Гаврил Павлович. Вопрос правильный, серьезный. Если мы хотим, чтобы Дальний Восток и Арктика остались нашими, не достались другим, конечно, мы должны приостановить, во-первых, отток населения, во-вторых, привлечь молодежь, население для работы на Дальнем Востоке. Вы правильно задаете вопрос. Государство все-таки повернулось и какие-то меры принимает, начиная с ТОРов, гектаров и так далее. Но мы видим, что оно, скажем, не очень активно влияет на демографическую политику и на стимулирование людей.

Мне представляется, что с учетом советского опыта, видимо, нужны более радикальные меры, особенно по социальным. Во-первых, конечно, многие социальные льготы, которые были, устарели, даже районные коэффициенты, северная надбавка. Я, как специалист в этой области, раньше наукой занимался, считаю, что нужно пересмотреть, в том числе по пенсионной реформе. Все равно к этому идет. Иначе народ не хлынет на Дальний Восток. Все едут в Москву. Вообще у нас неправильно идет демографическая политика: все в Москву, все в Санкт-Петербург, все в большие города, на юг, в Краснодар и так далее. А кто будет жить на Дальнем Востоке, в Арктике? Кто будет работать? В основном прирост идет за счет этого, не все же вахтовым методом. Потому, конечно, государство однозначно должно принимать программы, сейчас начали. Нужны более радикальные меры, я считаю. Но чтобы повернуть в этом ключе всю социальную политику, требуются достаточно большие средства. Я думаю, у Российского государства все-таки есть возможности, иначе будет поздно. Мы, Республика Саха (Якутия), тоже не должны успокаиваться, у нас тоже происходят миграционные процессы. Это очень печально, даже в промышленности, начиная с «АЛРОСЫ», Южной Якутии, Западной Якутии. Надо радикально принимать меры. Такие предложения есть.

По малому и среднему бизнесу вы правы. Мы подсчитали оплату проездных и районных коэффициентов, раньше все компенсировало государство. За удорожание стоимости жизни идет компенсация. Эта не такая уж большая сумма, у нас в Государственной Думе есть Экспертный совет, они подсчитали. Малый и средний бизнес никак не может конкурировать с другими предприятиями. Себестоимость, проездные, если они сами будут платить отпускные и так далее – в этом ключе малый и средний бизнес проигрывает. Конечно, для них тоже надо создавать условия, об этом тоже говорят.

Так что для возрождения регионов Дальнего Востока и приостановления оттока населения, для подготовки кадров в целом должна быть радикальная и серьезная государственная программа, без нее не обойтись. По Арктике пока те документы, которые принимаются, только прорабатываются, и сегодня рычагов мало. В Минэкономики есть понятия пространственного развития, планирования, размещения производительных сил. В России только начали эти вопросы более серьезно рассматривать. На Дальнем Востоке, кроме инфраструктуры, и металлургическая база нужна, и строительная база, энергетика и так далее. Все это надо строить, а для этого нужны подготовленные кадры. То есть здесь должны быть и те же университеты, те же институты, которые были и есть, их надо заранее стимулировать, чтобы они работали очень серьезно по подготовке кадров.

И третий вопрос, по ипотеке приняли 2 процента. Массово для молодежи, молодых семей нужно дешевое современное жилье. В этом ключе, я думаю, реально такую программу разработать. И должна быть инициатива от вас, от республики, от регионов, в адрес федерального центра более активно эти вопросы ставить.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, список народных депутатов, записавшихся на вопросы, исчерпан. Александр Константинович, пожалуйста, можно занять свое место, можно в первом ряду. Коллеги, мы ведем фиксацию всех вопросов, которые сегодня подняты. Они, действительно, наболевшие. Спасибо большое, Александр Константинович. Например, по очень острому вопросу, который Валерий Алексеевич только что поднимал, ближайшая встреча в комитете Александра Константиновича с Министром Российской Федерации по строительству и ЖКХ запланирована на 25 ноября. Да, это будет открытый разговор «вопрос – ответ». Я в том числе буду принимать там участие, и если вы, Валерий Алексеевич, внесете Александру Константиновичу, то как раз в рамках такого формата, наверное, эти вопросы будут заданы.

Коллеги, есть желающие выступить? Пожалуйста, включите микрофон народному депутату Губареву Виктору Николаевичу.

Губарев В.Н. Я вопрос не задавал, хотел две проблемы озвучить в выступлении. Два слова о работе наших Егора Афанасьевича и Александра Константиновича. У нас есть возможность иметь полную информацию, знать, что происходит в Совете Федерации. И когда там бываем, удается и выступить, несмотря на то, что всегда много желающих. Так что такая работа приносит результаты.

Две проблемы, на которые, я считаю, недостаточно обращают внимание. Это транспортная доступность, речные пассажирские перевозки. Мы говорим об авиации, говорим о зимниках, говорим в целом о речном флоте и морском флоте, но речным пассажирским перевозкам мы не уделяем достаточного внимания, а ведь у нас столько водного пространства. У нас не обновляется парк. Суда, которые ходят по маршруту Якутск – Олекма, Якутск – Ленск и в другие населенные пункты, уже настолько изношены, что спасибо тем, кто их эксплуатирует. Более того, сократили вообще безопасность. Она вызывает очень большие нарекания. Пассажирские перевозки в Олекму осуществляются с дебаркадера, куда идет наше воздушное судно на подводных крыльях. У нас 1-2 остановки возле дебаркадера, а остальные – пересадка и посадка пассажиров на реке. Лодка подъезжает – с борта на борт детей, пассажиров и так далее. Вообще нет никаких норм, сократили просто. Вообще об этом уже не говорим. Хотя потребность очень большая и по Колыме, и по Индигирке. Александр Константинович, вопрос речных пассажирских перевозок. Вы можете информацию запросить и посмотреть, нам нужно уделить внимание.

И второе, тоже транспортная доступность, «Аэропорты Севера». «Аэропорты Севера» были созданы как казенное федеральное предприятие для того, чтобы снизить себестоимость аэропортовых расходов. Они выросли. Вместо того чтобы снизиться, они выросли. Сегодня уменьшилось финансирование предприятия «Аэропорты Севера». Они зарабатывают деньги вместо того, чтобы заниматься строительством и реконструкцией аэропортов, повысить культуру обслуживания пассажиров. По вилюйской группе вообще практически сократили всех грузчиков. Там пассажиры, которые приезжают, сами должны нести чемоданы, свой груз, с детьми. Нужно тоже запросить, сделать серьезный анализ и посмотреть. Финансирование намного снизилось, не произошло снижения тарифов. Вчера были парламентские слушания в Государственной Думе, и мы внесли предложение обнулить аэропортовые расходы, расходы на взлет, посадку, чтобы было ноль, не брали с наших региональных самолетов. У меня все.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, включите микрофон народному депутату Жиркову Александру Николаевичу.

Жирков А.Н. Сегодня день Александра Константиновича. Можно было вообще в парламенте сегодня объявить день Александра Константиновича Акимова. Сегодня мы будем до вечера вместе с ним, имеем такую возможность. Александр Константинович, я вас поздравляю с памятной датой.

Вы работающий сенатор, я вас знаю еще с комсомольских лет. Вы не меняете раз и навсегда избранный путь, раз и навсегда избранный курс. Ваш характер, поведение, умение отстаивать и определенное бесстрашие – все это очень импонирует. Вы один из самых активных сенаторов Совета Федерации. Я несколько раз имел возможность убедиться в этом. Хорошо, что вы поддерживаете связь со своим регионом, с парламентом республики, и в этом плане у нас удачный выбор – такой деятельный, эффективный сенатор.

Вы знаете, Александр Константинович, скоро мы будем отмечать еще одну юбилейную дату, достаточно печальную для региона. Помните, в свое время по Арктике и по Дальнему Востоку была сначала разработана концепция развития Арктики, потом концепция развития Дальневосточного региона, потом Стратегия развития Арктики, последовательно Дальневосточного региона, потом была принята Программа развития Арктики и Дальневосточного региона. Остался последний рывок. Нужен был закон, который бы определил механизм действия этой программы.

Два базовых закона: по ускоренному развитию арктического региона, по ускоренному развитию Дальнего Востока. Эти два законопроекта были подготовлены в недрах Совета Федерации, возглавлял этот процесс тогда сенатор, заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Анатольевич Штыров. Сама концепция законопроекта подвергалась большому сомнению, но, вы помните, после долгих споров было принято принципиальное решение, что такой закон может быть создан. Сказав «а», Правительство Российской Федерации дальше не пошло. Оно признало, что такой закон имеет право быть и необходим для Арктики и для Дальнего Востока, а дальше дело не пошло.

Очень многие проблемы и вопросы, которые сейчас спорадически, единично возникают в наших трудовых буднях, связаны с тем, что у нас отсутствует базовый закон, который бы определил все эти основные механизмы.

Александр Константинович, вы человек последовательный, достаточно настойчивый. Наши пожелания, чтобы этот проект закона постоянно держали на контроле, и продвижение данного законопроекта – это дело чести всех наших северных регионов.

Во-вторых, это очень выгодный проект, потому что если мы примем закон по Арктике и по Дальнему Востоку, то вся Якутия будет в зоне действия этого закона. От этого законопроекта не должен отойти и парламент нашей республики. От данного законопроекта не должны отходить и те, кто работает в Федеральном Собрании, в Совете Федерации, в Государственной Думе, да и наши дальневосточные коллеги, арктические коллеги, которые тоже кровно заинтересованы в принятии этого законопроекта.

Я еще раз поздравляю с вашей памятной датой. Думаю, что мы об этом будем иметь возможность говорить еще несколько раз, и сегодня, и в последующем. Еще раз поздравляю, Александр Константинович.

Председательствующий. Уважаемый Александр Константинович, присоединяюсь к пожеланиям, которые здесь прозвучали.

Я хотел бы отметить еще одно направление, которое парламент республики выработал и стоит на этом достаточно твердо и о котором я говорил на последних парламентских слушаниях, – это Арктическая экологическая доктрина. Я очень прошу вас от имени парламента республики данный вопрос, идею, которая выработана Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), продвигать дальше. И среди тех стратегических актов, о которых говорил Александр Викторович Крутиков: стратегия, основы, федеральные законы – обязательно должна быть эта доктрина. Я надеюсь, что ваша позиция совпадает с нашей в этом вопросе. И мы надеемся, что на парламентских слушаниях, о которых было сказано, это найдет свое продолжение.

Уважаемые коллеги, у вас есть проект решения. Есть ли предложения по проекту решения? В целом. Есть предложение проголосовать в целом. Ставлю на голосование. Режим голосования.

Результаты голосования на табло (15/11/2019 11:53:30)

За – 24

Против – 0

Воздержалось – 0

Принято (протокол голосования № 5).

Решение принято. Уважаемые коллеги, на этом повестка заседания Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) исчерпана. Благодарю всех за активное участие.

Постоянный адрес материала: