Уровень жизни населения северного региона и пути его повышения (на примере Республики Саха (Якутия))

12:14 12.02.20

Устойчивое развитие северных регионов может осуществляться за счёт повышения уровня жизни населения и это является одним из условий обеспечения национальной безопасности России.

Геннадий Владимирович ТОЛСТЫХ

Доктор исторических наук, почётный работник высшего профессионального образования РФ, руководитель отдела исследования социально-трудовой сферы Арктического научно-исследовательского центра Академии наук Республики Саха (Якутия)

Больше половины общей площади страны относится к северным территориям. Регионы Севера дают 60% всех валютных поступлений РФ. Переход к рыночным отношениям ощутимо повлиял на ухудшения качества социальной инфраструктуры Севера. За последние 15 лет все субъекты ДВФО, кроме Республики Саха (Якутия), потеряли численность своего населения. Причины миграционного оттока — снижение материальных стимулов работы на Крайнем Севере. Наблюдается ограниченный доступ к качественным медицинским, образовательным и культурным услугам.

Благодаря принимаемым мерам с 2002 по 2016 годы, удалось увеличить ожидаемую продолжительность жизни на семь лет в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской и Магаданской областях.

У Республики Саха (Якутия) имеется целый ряд нерешённых проблем, и они являются сдерживающими факторами повышения уровня жизни населения северного региона. Это высокая стоимость проезда в отпуск в летний сезон, значительная доля ветхого и аварийного жилья в общем жилищном фонде, низкое качество питьевой воды и другие. Для их решения необходима поддержка федеральных органов государственной власти.

Введение

Колоссальные географические пространства Российской Федерации, простирающиеся от Калининграда до Владивостока, носят существенные различия не только в природно-климатических условиях, но и в уровне экономического и социального развития региональных систем. При этом больше половины страны относят к северным территориям.

В современном информационном обществе человеческий капитал является важнейшим фактором экономического развития, а социальная среда становится главной сферой воспроизводства этого ценного ресурса. Показатели уровня жизни рассматриваются не только как средства и главная цель экономического роста, но и как главный критерий конкурентоспособности экономики и основа для инновационного развития. Поэтому практически каждый стратегический программный документ федерального уровня нацелен на повышение благосостояния граждан и снижение бедности, модернизацию и развитие сектора социальных услуг для нуждающихся граждан, развитие механизма частно-государственного партнёрства.

Устойчивое развитие северных регионов за счёт повышения уровня жизни можно считать одним из условий обеспечения национальной безопасности России [Корчак, 2015, 6, c.605]. На территориях, отнесённых к районам Крайнего Севера, сосредоточены 2/3 ресурсного потенциала страны, в том числе более половины леса, рыбы, пушнины, гидроресурсов, добывается свыше 90 % меди и никеля, почти все алмазы и т.д. Эти территории дают стране 60 процентов всех валютных поступлений. И никаких альтернатив этим природным ресурсам нет и не будет в обозримом будущем. Этот важный фактор необходимо учитывать в проводимой и модернизируемой региональной политики по отношению к северным территориям РФ [Борисов, Галычанин, 2006, 11, c.9].

Условия и факторы, влияющие на уровень жизни населения северного региона

Экономика и социальная сфера северных регионов испытывают большую нагрузку от таких факторов риска, как экстремальные природно-климатические условия, удалённость и труднодоступность большинства населённых пунктов, неразвитость транспортной инфраструктуры, очаговые размещения производства, низкая устойчивость экологических систем. Всё это приводит к таким неблагоприятным последствиям, как отрицательные демографические показатели в большинстве северных субъектов РФ — отток высококвалифицированных трудовых ресурсов, отсутствие эффективной системы подготовки кадров, дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов в территориальном и профессиональном отношении. Наблюдается ограниченный доступ к качественным медицинским, образовательным и культурным услугам, критическое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства, низкое качество жизни коренного населения, резкая поляризация доходов по отраслям внутри региона, высокие показатели производственного травматизма, смертности и заболеваемости.

Исторически сложилось, что развитие социальной сферы в районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока заметно отставало от центральных и западных районов страны. Это было вызвано тем, что Северо-Восток в 1930-х – 1970-х годах входил в зоны пионерного освоения индустриализации, что сопровождалось большим притоком населения, за которым создание соответствующей развитой инфраструктуры просто не успевало [Радьковская, 2010, 10, c.4].

Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на социальной обстановке в северных регионах. Была утрачена экономическая привлекательность работы на Севере. Растёт число пенсионеров, их удельный вес превысил 20 %. Ухудшается миграционная ситуация [9].

В Республике Саха (Якутия) проживают 0,7 % населения страны, в целом она дает ¼ всего ВВП Дальневосточного федерального округа. Республика Саха (Якутия) обладает 1,1 % всех основных фондов страны, производит почти 1,5 % промышленной продукции, 3,2 % продукции по разделу добычи полезных ископаемых, 1,1 % объёма строительных работ и около 1,2 % общероссийских инвестиций в основной капитал. Республика занимает третье место по ресурсно-сырьевому потенциалу страны. Помимо добычи алмазов, золота, урановой и железной руды, сурьмы и олова, Якутия в ближайшие 20 лет может стать лидером по РФ по добыче нефти и газа. «Сила Сибири» уже стал брендом республики на несколько десятилетий вперёд. Ждёт освоения и уникальное месторождение редкоземельных металлов.

По основным макро-экономическим показателям Республика Саха (Якутия), начиная с 2010 года, занимает передовые позиции среди субъектов Дальне-Восточного округа — по инвестициям в основной капитал, по обороту общественного питания, валовой продукции сельского хозяйства, вводу жилых домов, обороту розничной торговли, третье место — по внешне-торговому обороту и объёму платных услуг. Вместе с тем, опережающее развитие республики тормозится двумя отрицательными факторами: сырьевой направленностью экономики и транспортной недоступностью (78 % территории республики не имеет наземной транспортной доступности). Формирование новых промышленных комплексов и кластеров затруднено в силу низкого уровня развития энергетической, производственной и социальной инфраструктуры [Качество жизни…, 2015, 5, c.171].

Демографический аспект

Устойчивое развитие северного региона во многом зависит от демографической ситуации и качества населения, которые являются интегральными показателями уровня жизни [6, 14]. За последние пятнадцать лет уменьшение численности в ДВФО было заметнее, чем в целом по Российской Федерации. Население округа уменьшилось в 2017 году по сравнению с 2001 годом на 647 тыс. чел. Наиболее значительное снижение численности населения от уровня 2001 года наблюдалось в Магаданской области (48 тыс. чел.), Сахалинской области (73 тыс. чел), Хабаровском крае (126 тыс. чел.). В целом численность населения снизилась в восьми из девяти субъектов ДВФО.

Республике, как единственному региону в округе, удалось за последние пятнадцать лет сохранить численность своего населения в результате роста рождаемости и сокращения смертности.

Ожидаемую продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) рассматривают как обобщающий индикатор уровня жизни населения региона [1]. В 2016 году наиболее высокая ОПЖ отмечалась в Республике Саха (Якутия) — 70,8 лет, в Хабаровском крае — 69,1 лет и Магаданской области — 69 лет. Нижние показатели фиксировались в Чукотском АО — 64,4 лет, Еврейской АО — 65,8 лет, Амурской области — 68,2 лет.

За период 2002 — 2016 ОПЖ выросла во всех субъектах ДВФО. Наиболее высокий прирост наблюдался в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской области и Магаданской области (по 7 лет). В других субъектах показатель оказался меньше.

Рождаемость в Якутии увеличилась с 13,7 в 2000 году до 16,0 в 2016 году, а смертность сократилась с 13,2 до 12,5 случаев на 1000 человек. По уровню рождаемости Якутия лидирует в России и ДВО, а показатель смертности — самый низкий среди регионов Дальнего Востока.

По индексу развития человеческого потенциала в регионах Дальневосточного Федерального округа — Республика Саха (Якутия) занимает второе место (0,813 — 2014 г.) [8].

Прожиточный минимум. Меры по снижению бедности и повышению доходов населения

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составляла по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) в четвёртом квартале 2016 года составила 16080 рублей, что почти вдвое превышает величину в среднем по РФ (РФ — 9691 рубль. Такая разница обоснована высокими тарифами на жилищно-коммунальные услуги в условиях Крайнего Севера, а также структурой потребительской корзины, обусловленной особенностями климата северного региона.

Величина прожиточного минимума, установленного в субъектах ДФО в 3 квартале 2016 года (в среднем на душу населения, руб. в мес.)

Республика Саха (Якутия) 16080

Камчатский край 19454

Приморский край 12456

Хабаровский край 12910

Амурская область 11374

Магаданская область 17764

Сахалинская область 13728

Еврейская автономная область 12574

Чукотский автономный округ 17775

Справочно: РФ 9691

Источник: [Социальное положение…, 2017, 12, с.323]

В Республике Саха (Якутия) последовательно реализуется целый ряд федеральных и республиканских программ по повышению доходов населения, поддержки материнства и детства, а также социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения. С 2008 года дети до 6 лет из многодетных семей обеспечиваются бесплатными лекарствами, осуществляется компенсационные выплаты для приобретения школьной и спортивной одежды при рождении ребёнка, выдаются комплекты для новорождённых. Семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, предоставляются социальные выплаты на строительство и приобретение жилья в среднем по 2 млн. руб. на семью. Так, в 2014 году 68 многодетных семей получили социальные выплаты в общей сумме 136 млн.руб. [Дьячковский, 2015, 3, с.5].

В результате принятых мер удалось снизить уровень бедности населения с 28,3 % в 2000 году до 19,8 % в 2016 году (13,4 — в РФ) [13]. По данным официальной статистики, среднедушевые доходы населения с 2010 по 2016 годы почти удвоились. Была сохранена тенденция роста доходов. Среднедушевые доходы в 2016 году в республике выше, чем среднем по РФ — 36504 рубля в РС(Я) и 30738 рублей в РФ. Вместе с тем численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, удалось снизить с 11703 человек в 2010 году до 8170 человек в 2014 году, но в 2016 году их число достигло 11870. В 2015 году миграционная убыль населения составила 5387 человек [2].

В 2016 году расходы на реализацию мер социальной поддержки в республике составили свыше 8 млрд. руб. [Социальное положение…, 2017, 12, c.173]

Меры по снижению смертности и повышению рождаемости

Реализуется концепция снижения смертности населения РС(Я) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года. Были открыты Республиканский кардиологический диспансер, Региональный сосудистый центр. На условиях частно-государственного партнёрства был построен и введён в 2015 году детский туберкулёзный санаторий на 200 мест.

В сфере здравоохранения сформирована трёхуровневая система оказания медицинской помощи, созданы межрайонные сосудистые и родильные отделения, травмоцентры 2 и 3 уровня в ряде центральных районных больниц. За последние четыре года число получивших высокотехнологическую медпомощь возросло в 2,5 раза. Охват диспансеризацией взрослого населения в этот же период по данным Министерства здравоохранения РС(Я) возрос в 10 раз.

В рамках реализации «Концепции охраны здоровья женщин и детей в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 г.» в 2014 году открыт республиканский Центр охраны здоровья семьи и репродукции, включающий отделение пренатальной диагностики и Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Внедрены новые стандарты оперативного лечения сосудистых заболеваний. Это позволит снизить смертность от болезней системы кровообращения. Вводятся в практику и новые виды операций. С 2002 по 2015 годы в республике выполнены 20 трансплантаций родственной почки и 8 трансплантаций родственной доли печени.

Наряду с федеральной программой «Земский доктор» с 2015 года в республике реализуется программа «Земский фельдшер». Кроме этого, из бюджета республики психиатрам-наркологам, выезжающим в Арктические районы, выплачивается 1 млн. руб. [Дьячковский, 4, с. 260].

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, рост численности коренных малочисленных народов Севера составил 21,5 % к уровню 2002 года. В целях сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера реализуется Концепция устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года [15].

Наблюдается рост количества общин коренных малочисленных народов Севера, их число возросло до 164 [Дьячковский, 4, с.261].

В Республике Саха (Якутия) проводится комплексная антиалкогольная политика, начиная с 2000 года, когда на Форуме народов Якутии была принята Доктрина здорового образа жизни. Приняты меры по ограничению продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % в утреннее и вечернее время. В 2013 года был принят закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в РС(Я)». С 2012 по 2015 годы наблюдалось снижение объёмов реализации алкоголя населению на 14,9%. Снизилось число больных алкоголизмом в молодом возрасте. В области поддержки системы ЗОЖ работают 518 общественных организаций.

Таким образом, в республике создана комплексная система мер по сохранению рождаемости, снижению смертности путём улучшения оказания медицинских и социальных услуг населению.

В республике действуют 65 детско-юношеских школ, где занимаются спортом 34 тысяч детей.

Предполагается, что все эти меры в перспективе смогут повлиять на увеличение численности населения в республике. К 2022 году численность населения РС(Я) должна преодолеть миллионную отметку.

Заключение

Если структурировать и обобщить, то основными мерами правительства Республики Саха (Якутия) по повышению уровня жизни населения являются:

— развитие занятости и самозанятости, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;

— повышение уровня доходов занятого населения;

— развитие социальных отраслей и социальной инфраструктуры;

— активная поддержка семей с детьми;

— усиление адресности социальной помощи населению, забота о пенсионерах и инвалидах.

На наш взгляд, в среднесрочной перспективе необходимо при федеральной поддержке решить ряд сложных проблем, которые влияют на повышение уровня жизни в Республике Саха (Якутия) как специфичном регионе Севера.

Несмотря на многие декларации и попытки компенсировать стоимость проезда населению региона в отпуск, цена авиабилета взрослого пассажира в летние месяцы по маршруту Якутск — Москва — Якутск приближается к 100 тысячам рублей, что нельзя считать допустимым при существующем уровне среднедушевых доходов и совокупном доходе семьи. Необходимость в целевых федеральных трансфертах по компенсации издержек авиакомпаний очевидна. Следует и усилить внимание федеральной антимонопольной службы к решению этой проблемы по формированию доступных тарифов авиакомпаний.

Удельный вес ветхого и аварийного жилья в общей площади всего жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по данным госстатистики остается высоким и составляет 6 %. Федеральные инвестиции на эти цели осуществляются, но эти программы необходимо пролонгировать для достижения приемлемых показателей.

Учитывая географическую удалённость от центральных лечебно-диагностических центров, необходимо увеличить финансирование на осуществление высокотехнологической специализированной медицинской помощи по тем видам операций, которые не осуществляются в регионе. Более широко следует использовать возможности телемедицины.

Ежегодно в республике сдаются до десяти новых школ. Но этого недостаточно для обновления учебных площадей, так как значительная часть школ в сельской местности действует в деревянном варианте и имеет значительный износ.

Остаётся приоритетным направлением оказание мер по социальной поддержке сельского населения республики и коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Арктической зоне. Там — наибольший процент незанятого населения и значительно ниже среднереспубликанских показатели совокупного дохода семьи.

Во многих районах республики, включая столицу — город Якутск, остаётся сложная ситуация со снабжением населения чистой питьевой водой. Необходимо строительство новых водозаборов и современных очистных сооружений.

Жители северных регионов Российской Федерации должны иметь сопоставимые с центральными регионами России возможности для экономической активности и жизнедеятельности. А для этого необходимы опережающие темпы проводимых реформ в социальной сфере, кратное повышение темпов строительства жилья, объектов социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, связи и телекоммуникаций.

Список литературы

1. Бобков В.Н. Методические и практические вопросы изучения качества жизни: региональный аспект// Уровень жизни населения России.- 2011 , №9 - С.22.

2. Голикова А.А. Демографические факторы воспроизводства рабочей силы в РС(Я) //Республика Саха (Якутия). 2030-2050. Сб. докладов Всерос. НПК; -Якутск, 2017. – 486 с.

3. Дьячковский А.П. «О демографическом развитии Республики Саха (Якутия)/сб. докладов Всеросс. конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока – Хабаровск, 2015.

4. Дьячковский А.П. Перспективы развития человеческого капитала в Республике Саха (Якутия) // Республика Саха (Якутия) – 2030//2050 – Сб.докладов межрегиональной НПК. – Якутск, 2017. – С. 254-263.

5. «Качество жизни населения в условиях трансформации экономики; теория, проблемы, практика». Монография – Якутск, 2015, – 584 с.

6. Качество и уровень жизни населения в Новой России (1991-2005 гг.). -М.: ВЦУЖ, -2007. - 719 с.

7. Корчак Е.А. Уровень жизни населения регионов Севера и Арктики РФ//Фундаментальные исследования. – 2015, №7 – с. 605-609.

8. Мотрич Е.Л. Социально-демографические проблемы Дальневосточного Федерального округа // Уровень жизни населения России.-2011, №9 – С.43-55.

9. Мотрич Е.Л. Оценка миграционной ситуации на Дальнем Востоке России. 1991-2016гг // Уровень жизни населения России.-2017, №2 - С.70.

10. Радьковская Т.Г. Социальная инфраструктура Сибири: вопросы исследования и развития. – Новосибирск:2010 – 263 с. С. 4.

11. Северо-Восток России: региональная экономика и управление/ Е.А. Борисов, Е.М. Галычанин и др. Монография: второе издание, Москва 2006 – 624 с. C. 9.

12. Cоциальное положение и уровень жизни населения в Республике Саха (Якутия) Стат. сб. Якутск, 2017 – 340 с.

13. Стручков А.А. Качество жизни населения Республики Саха (Якутия) и основные направления деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) по улучшению качества жизни населения // Уровень жизни населения России.-2011, №9. - С.8-14.

14. Толстых Г.В. Демографическое развитие Республики Саха (Якутия) – проблемы, тенденции, перспективы// Уровень жизни населения России. -2017, № 2. - С.29-34.

15. T. Burtseva, T. Uvarova, M. Savvina, V. Shadrin, S. Avrusin, V. Chasnyk. Health status of Native people living in the Republic of Sakha (Yakutia). International Journal of Circumpolar Health. 2013; 72: 10.3402/ijch.v72i0.2116

Постоянный адрес материала: