В начале 2000-х республике был необходим кризисный управляющий

07:36 15.03.21

Александр Акимов вспоминает, в каком положении была республика к 2000 годам

Телефильм «По следам Схемы-2020», который был снят как итог действия стратегического документа (Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года), вызвал живую дискуссию в обществе.

Участники тех событий, оценивая сделанное, вспоминают, в каком сложном положении находилась республика к началу 2000-х годов. Это, по мнению бывшего вице-президента Республики Саха (Якутия), а сегодня – члена Совета Федерации Александра Акимова, во многом объясняет, почему так необходимо было предпринять реальные действия, чтобы вывести республику из кризиса. Но не только: задачей Схемы-2020 стало создание прочной экономической базы, а на этой основе – реализации социальных проектов.

Сделать такие масштабные шаги, по мнению Александра Константиновича, было под силу только сплоченной, подготовленной к решению самых разных задач команде.

— Александр Константинович, каковы ваши впечатления после просмотра фильма?

— Фильм, я считаю, удачный. Более того, думаю, надо делать вторую часть, где можно было бы раскрыть тот социальный эффект, который дала Схема комплексного развития производства, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

Конечно, в фильме можно было показать еще больше, ведь сделано было очень многое. Настолько, что в один в фильм все не войдет. Но основные моменты схвачены – показаны основные проекты, которые были реализованы; история создания совершенно новых отраслей международного значения – газовой и нефтяной. Хорошо раскрыто стратегическое видение второго президента республики Вячеслава Анатольевича Штырова.

— А как вы оцениваете результаты реализации Схемы-2020?

— Я считаю, что в основном она выполнена. Те главные цели и задачи, которые были заложены в Схему-2020, реализованы. Собственно говоря, об этом сказано в фильме – многие показатели даже перевыполнены. Конечно, есть ряд проектов, которые по объективным или субъективным причинам сделать не удалось. Тем не менее, Схема-2020 сыграла свою роль – дала толчок развитию экономики республики, стала тем базисом, на основе которого Якутия сегодня строит свое будущее.

Для того, чтобы понимать, какое значение имеет этот документ, нужно вспомнить, в каком состоянии находилась республика к 2002 году, когда ее возглавил Вячеслав Штыров.

Вячеслав Анатольевич энциклопедически образованный человек и сильный управленец, который начинал мастером и прошел путь до первого заместителя начальника управления строительства «Вилюйгэсстрой» Минэнерго СССР. Потом был вице-президентом, председателем правительства республики, руководителем компании «АЛРОСА», президентом Якутии. Это один из самых сильных управленцев не только республики, но и Российской Федерации. В Совете Федерации, Государственной Думе его очень уважают, в Правительстве России его очень хорошо знают как сильного управленца, который еще не до конца свои возможности реализовал. В развитие всего Дальнего Востока и Арктики России он внес очень большой вклад.

К сожалению, сейчас не хватает таких управленцев, которые прошли серьезную школу, подготовку. Вячеслав Анатольевич относится к плеяде очень крупных руководителей и республике сильно повезло, что он возглавил ее в очень сложное время для всей России и для Республики Саха (Якутия). Это должны все понимать – другой вряд ли бы вытащил экономику республики из того болота, где она находилась.

Вячеслав Штыров правильно в фильме говорит, что в начале 2000-х годов, когда мы были избраны (он – президентом республики, а я вице-президентом), ситуация была очень тяжелой в республике. Вячеслав Анатольевич сильно-то и не хотел переходить на новую работу, он хорошо работал в компании «АЛРОСА», но, зная его трудоспособность, волевой характер, его попросили баллотироваться на пост президента Якутии. Обращалось руководство республики, депутаты, граждане, понимая, что это единственный человек на современном этапе, который сможет вытащить республику.

— В каком положении была республика к тому моменту?

— Мы помним, и я очень хорошо знаю, в каком сложном, кризисном состоянии была Якутия, все отрасли народного хозяйства, к началу 2000-х годов. Вячеслав Анатольевич в фильме еще мягко говорит, а я по себе знаю, какие крупные коммунальные аварии происходили тогда. Я на них бывал – приезжал на месте разбираться с ситуацией – то Депутатский ГОК, то поселок Кулар. Север тогда вообще лежал на боку. В Южной Якутии тоже было очень сложно, угольщики, строители бастовали. Транспортная отрасль тоже была на боку, начиная с авиации, заканчивая состоянием автомобильных дорог. Строительство железной дороги прекратилось – строители ушли.

И народ был злой везде, очень злой.

Да и политически Якутия в тот период находилась в трудной ситуации. Многие скрывают, но тогда было очень большое противостояние между парламентом и президентом Михаилом Ефимовичем Николаевым, правительством республики. Блокировались многие принципиальные вопросы — Михаила Ефимовича не пустили на третий президентской срок, были сложности с принятием государственного бюджета, введением местного самоуправления и так далее.

Очень сложные отношения были с федеральным центром. Там тоже видели, какая ситуация сложилась в республике. Тормозилось выделение субсидий, включение Якутии в целевые федеральные программы. С Дальневосточным федеральным округом также не складывались взаимоотношения.

Все это в комплексе сказывалось на ситуации в экономике, базовых промышленных отраслях.

Одним словом, ситуация везде была авральная, за что ни возьмись. Республике остро был необходим кризисный управляющий, который мог бы справиться со всей этой сложной ситуацией. Поэтому надо понимать – в какой ситуации Вячеслав Анатольевич встал у руля республики. И надо отдать должное, он не только дал согласие стать президентом, но и воплотил в реальность надежды якутян. Со своей командой единомышленников справился со всеми сложностями и оставил такой задел, который позволил республике не только крепко встать на ноги, но начать развиваться ускоренными темпами.

Когда-нибудь напишу об этом, потому что я активно работал в тот период и многое знаю хорошо.

— Как вы считаете, какую роль в восстановлении экономики республики сыграла Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года?

— Схема-2020 появилась не случайно. Этот документ стал плодом усилий множества научных, исследовательских институтов, правительства республики. Цель у всех была одна – продумать и обосновать новый подход к развитию экономки республики. Как вы знаете, Схема-2020 была утверждена на заседании Правительства Российской Федерации и это был на тот момент единственный документ стратегического порядка по развитию региона. Это сейчас у каждого субъекта федерации есть своя программа развития, но Якутия была первой среди них.

А ведь тогда, когда мы взялись за Схему-2020, никто в федеральном центре и слышать не хотел о планировании, многие открыто смеялись. Тем более, что с такой идеей пришел регион Дальневосточного федерального округа, который тогда был вообще на периферии во всех смыслах.

Нам же приходилось доказывать, убеждать, что без планирования, без государственной поддержки, такой огромный регион как Якутия, не поднять. Да и в целом отношение к дальневосточному округу должно быть точно таким же – стратегическим, продуманным.

Нас услышали и положительно оценили задуманное в Схеме-2020 – прежде всего развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Это было очевидно: без железной дороги, без автомобильных дорог, энергетики – никаких сдвигов в экономики не добиться.

Но, конечно, ответственность за то, как пойдет реализация Схемы-2020, взял на себя лично Вячеслав Анатольевич Штыров. А ведь даже в республике многие были против. Я не буду фамилии называть, но это так. На федеральном уровне и сейчас некоторые говорят, что железная дорога Якутии не нужна, а тогда вообще очень многие были категорически против. Вячеслав Анатольевич аргументировано и последовательно убеждал всех, в том числе противников.

А как Штыров добивался, чтобы автодорога «Вилюй» стала федеральной? Приходилось преодолевать огромное давление – очень многие были против и внутри республики, и в федеральном центре. Но Штыров считал, что это нужно делать, потому что ситуация была очень тяжелая. Я сам из Сунтарского улуса, ездил неоднократно, видел, как автомашины буквально пробивались, а не ехали по этой автодороге.

Из-за состояния дороги «Вилюй» Вилюйская группа улусов практически не развивалась, газ хоть и рядом проходил – в населенных пунктах его не было, и никто не обращал на это внимания. А сейчас это самая развитая группа улусов. Дорога в отличном состоянии, строится и строится, начали применять электроэнергию для отопления. Нюрба, Вилюйск – совершенно преобразились. Например, на моей родине, в моей школе в селе Кюкяй Сунтарского улуса, всего около десяти детей оставалось, а сейчас – около ста человек обучается. А в целом в поселке – около пятисот человек проживает. Новая школа, детский сад – есть все условия.

Вот такие малые населенные пункты оживились, потому что отопление появилось, дороги. И люди не хотят уезжать, скот держат. Молодые ребята начали работать в промышленности. Именно тогда и молодежь пошла в производство.

Я считаю, что автодороге «Вилюй» надо присвоить имя Вячеслава Анатольевича Штырова – это было бы абсолютно заслуженно. Уверен, такое предложение поддержат жители Вилюйской группы улусов.

При Штырове началась газификация сел, поселков и городов. И Заречья – потому что по дну реки Лена был проложен газопровод, и Вилюйской группы улусов. Была проделана огромная работа по созданию единой энергетической системы республики – не так давно реализовалась вековая места энергетиков – были объединены Центральная, Западная и Южная энергосистемы республики.

Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопровода «Сила Сибири» - это же тоже не так просто давалось. Чтобы нефтепровод прошел по территории республики, приходилось убеждать на уровне руководства страны. Я знаю, наверху другое мнение было. Но ведь все получилось. Также и с «Силой Сибири».

Я считаю, что и мост бы давно был построен, если бы Вячеслав Анатольевич еще оставался на посту руководителя республики. Причем, на федеральные средства.

Поэтому мультипликативный эффект от реализации Схемы-2020 огромный. Но все-таки главный итог – население перестало выезжать из районов, ведь пришла большая энергетика, построены дороги, начала работу промышленность, сельское хозяйство начало подниматься. Вот он смысл – людям стало комфортно жить. По такому принципу надо и Дальний Восток развивать, вот тогда, наконец, прекратится отток населения.

В Совете Федерации Вячеслав Штыров возглавлял советы по развитию Дальнего Востока и Арктики, и у него очень много хороших, дельных предложений. Часть из них вошла в программы, стратегии, а часть пока не реализована. Но и эти предложения должны найти свое воплощение, потому что в них заложен смысл, опыт, знания. Практика показывает, что Штыров – руководитель с государственным мышлением и его мысли оказываются верны. Таким и должен быть настоящий лидер, управленец, способный принимать решения и брать на себя ответственность за них.

Маргарита Нифонтова

Sakhaday.ru

#Вячеслав Штыров #александр акимов #схема 2020

Постоянный адрес материала: