Выступление А.Акимова на рабочей сессии «Пути привлечения и сохранения квалифицированных кадров в Арктике»

16:53 06.12.19

Прежде всего, я хотел бы поприветствовать всех участников нашего сегодняшнего заседания, а также поблагодарить организаторов Форума за предоставленную возможность выступить в роли модератора сегодняшнего заседания.

Вопросы подготовки кадров и обеспечения ими северных, и в частности арктических регионов всегда носили острый характер. А в свете того, что сейчас вопросам развития Арктики со стороны государства уделяется особое внимание, данные вопросы с новой силой встают в повестку дня.

К сожалению, пока что арктические регионы в большей степени отождествляют с огромной ресурсной базой, природными богатствами, которые расположены на их территориях.

Однако у Арктики есть еще один уникальный ресурс – это большое количество проживающих здесь талантливых людей, которые способны при соответствующей образовательной и научной поддержке внести значительный вклад в развитие не только данного макрорегиона, но и всей страны в целом.

Показателем высокого научно-образовательного потенциала арктических регионов является функционирование в них значительного количества образовательных организаций высшего образования.

Приведу лишь некоторые цифры.

Так, в настоящее время на территории Арктической зоны Российской Федерации подготовка кадров с высшим образованием ведётся в двадцати учебных заведениях, четырнадцать из которых являются государственными и шесть, соответственно, частными.

Общее количество обучающихся по образовательным программам всех уровней по всем формам обучения составляет двадцать девять тысяч шестьсот человек.

При этом хочу обратить внимание, что больше половины из них учатся за счёт средств федерального бюджета, то есть на бюджетных местах.

Уважаемые коллеги! В целом можно отметить, что арктические субъекты Российской Федерации имеют высокий научный и образовательный потенциалы.

Вместе с тем, существуют и проблемы, тормозящие создание эффективной системы подготовки специалистов, необходимых для освоения арктических территорий.

Что же это за проблемы? Перечислю некоторые из них.

1. Одной из наиболее острых проблем является проблема, связанная с оттоком молодёжи из арктических субъектов Российской Федерации. Молодые люди после окончания школы стремятся поступить в вузы, которые расположены в субъектах Российской Федерации с более благоприятными природно-климатическими условиями. Многие из них после окончания вузов не стремятся вернуться на свою малую родину и трудоустраиваются в том регионе, где учились.

Важную роль в решении данной проблемы, на мой взгляд, должны сыграть непосредственно арктические субъекты. Полагаю, что необходимо проработать вопрос о разработке совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей системы мер по привлечению и закреплению талантливых выпускников вузов, а также молодых перспективных специалистов для работы на территории Арктики.

2. Нельзя не отметить, что в настоящее время имеются положительные примеры взаимодействия ряда ведущих арктических вузов с работающими в Арктике компаниями. Вместе с тем, частный бизнес в целом пока еще в недостаточной степени участвует в развитии научно-образовательного потенциала арктических регионов. По данным экспертов на сегодняшний день только 5% образовательных программ реализуется вместе с работодателями.

В связи с этим необходимо расширять практику использования механизма целевого обучения, что будет способствовать более качественной подготовке кадров для работы в организациях, расположенных на территории Арктической зоны.

Также полагаю, что необходимо предоставить работодателям возможность участия в разработке новых квалификационных методик определения уровня профессиональных знаний и умений.

3. В некоторых арктических регионах существует явное несоответствие профилей профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием потребностям рынка труда. Это – следствие ориентирования вузов на спрос, существующий не на трудовом, а на образовательном рынке. Учат тому, что могут, а не тому, что нужно.

Так, например, в арктических регионах наблюдается нехватка специалистов в области геологии, гидрологии, океанологии, мерзлотоведения и криологии.

Для восполнения дефицита кадров по данным специальностям необходимо увеличивать показатели целевого приема студентов по ним. А также продолжить практику введения обучения по двухпрофильным специальностям, одна из которых будет востребована в условиях Арктики.

4. Кроме того, не отлажен опережающий механизм информирования о спросе на те или иные профессии.

Отсутствует и государственная система прогнозирования потребностей в кадрах.

В этой связи у меня два предложения. Первое заключается в том, чтобы предусмотреть включение в проектную документацию крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Арктики, раздела, содержащего сведения о квалификационном составе работников, привлекаемых для реализации данных проектов, как на стадии строительства, так и на стадии дальнейшей эксплуатации. Второе предложение — закрепить на законодательном уровне обязанность работодателей, предоставлять сведения о прогнозной потребности в кадрах.

5. В начале своего выступления я отметил, что пока не решены проблемы с закреплением кадров в арктических субъектах Российской Федерации.

И здесь я не могу не сказать о таком важном моменте, как получение образования коренными малочисленными народами, которые населяют арктические территории.

Давайте не будем забывать, что эти народы никогда не уедут из Арктики, это их постоянное место жительства. Своим присутствием на этих территориях они вносят свой вклад в укрепление национальной безопасности.

Образовательный процесс коренных народов Севера, особенно ведущих кочевой образ жизни, имеет свою специфику, которую необходимо учитывать не только по форме организации учебного процесса, но также, например, по рациону питания, по временному периоду каникул.

В последние годы мы видим, что этому направлению начинает уделяться особое внимание. Например, в ближайшее время планируется запуск проекта «Кочевой университет», который позволит молодёжи коренных народов Севера одновременно заниматься оленеводством и получать образование.

Нельзя не отметить, что реализация данного проекта стала возможной только благодаря развитию информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе доступности широкополосного высокоскоростного Интернета.

В заключении хотел бы отметить, что создание эффективной системы подготовки кадров для развития Арктической зоны России будет способствовать не только улучшению социально-экономического положения субъектов, которые расположены на ее территории, но также и укрепит национальную безопасность в этом макрорегионе.

Предлагаю обсудить сегодня эти и другие вопросы привлечения и закрепления кадров в Арктике.

Постоянный адрес материала: